Конференции Шарата в Мастере летом 2012









Тянем-потянем?-_-
Первую в этом сезоне обучения конференцию Шарат начал с рассказа о том, что эта система в меньшей степени касается разговоров, и в большей – практического опыта в форме асаны, третьей ветви йоги. Асана, говорил Шарат, благодаря своему стабилизирующему воздействию, является нашим самым мощным инструментом для прогресса в нашей духовной практике и росте, приводя в итоге к мокше (освобождению). Поза, сопровождаемая правильным дыханием и виньяса крамой (счет виньяс), не просто упражнение, она меняет фокус тела и ума. Она способствует как физическому, так и психическому здоровью, создавая тело, свободное от болезней, чистую и безупречную нервную систему, и более спокойный тихий ум. Через непосредственный физический опыт мы начинаем взращивать эти качества, и в свою очередь начинаем замечать происходящие внутри духовные и нравственные изменения. Этот процесс, предупреждал Шарат, долгий и медленный, и эти тонкие изменения имеют место на протяжении месяцев и лет, поощряя практикующего развивать чувство терпения и удовлетворенности, когда он продвигается через различные этапы йоги. Этим Шарат ответил на вопрос занимающихся о том, как долго следует практиковать прежде, чем начать преподавание. 6-7 лет практики, по словам Шарата, потребуется лишь на то, чтобы первые ростки йоги сумели взойти. Он сравнил практику с растением, которое нужно просто поливать, удобрять, обеспечивать солнце и защиту, но его никак не подгонишь, желая ускорения роста и получения плодов.
Хотя, в конце концов, мы желаем обрести неподвижность и спокойствие ума, и добиться самосознания, эти цели далеки и не могут быть достигнуты без правильного фокуса на физической практике, как первом шаге в понимании того, что происходит внутри нас.


Время собирать камни?
Эта конференция началась с того, что Шарат напомнил о важности практического опыта в нашем понимании йоги. Яма, Нияма и Асана – столпы и основание, сказал он, и они позволяют нам привнести стабильность в наше духовное здание. Знание – хорошо, но когда оно сочетается с практическим применением, тогда наше понимание является более полным. Эта теория не нова, а была передана Шри К. Паттабхи Джойсу его учителем, Кришнамачарьей. Кришнамачарья был великим ученым, обладавшим множеством степеней в различных областях, но он также твердо верил, что практический опыт был неотъемлемой частью истинного знания. Эта вера наряду с заветами одного из его учителей, Рама Мохана Брахмачари, была тем, что заставило Кришнамачарью практиковать и обучать виньяса краме в том виде, который мы знаем. Аштанга виньяса крама основывается на древнем тексте “Йога Корунта”, который Кришнамачарья продолжительное время изучал, практически применял, а затем поделился им с Гуруджи в рамках парампары (линии передачи гуру). С помощью этого учения и опыта Кришнамачарья и учителя в линии преемственности Аштанги осознали, что йогу невозможно понять без садханы (практики), то есть дисциплинированной работы на пути духовного прогресса. Для нас этим служит практика асан. Кроме того, объяснял Шарат, громадную пользу приносит изучение различных связанных с йогой текстов, таких как Йога Сутра, Упанишады, Хатха Йога Прадипика, Бхагавад Гита, и соотнесение их с асаной. Когда в процессе такого изучения будут возникать вопросы, говорил он, мы отыщем ответы в физическом опыте практики. Асана – точка отсчета, но с храбростью, дисциплиной и старанием мы погрузимся глубже, уведём наши чувства и внимание от всего вне нас и начнем искать непорочность внутри. Со временем мы учимся фокусироваться не на количестве асан, а на том воздействии, которое асаны оказывают на наше тело и ум; на нашей реакции на них. С настойчивостью мы сумеем обрести мягкость и устойчивость в теле и уме, а благодаря преданности и работе во всех аспектах практики, постепенно мы начнем постигать подлинную йогу.


Как зелен нынче манго-_-
И на лекционной части конференции и на части, посвященной вопросам, Шарат растолковывал премудрости и тонкости практики, прояснив многие моменты, которыми часто интересуются студенты. Сначала он особо подчеркнул значимость трех главных компонентов (Тристхана) практики: позы, дыхания и дришти. Поза, как было отмечено ранее, является основой практики, принося стабильность и здоровье телу и уму. Затем Шарат разъяснил важность дыхания в практике, как в позе, так и в виньяса краме. Правильное дыхание, сказал он нам, позволяет телу поддерживать хорошую циркуляцию, донося кислород до всех внутренних органов. Вдохи и выдохи должны быть равной протяженности, и нам следует стремиться, чтобы темп нашего дыхания был идентичным изо дня в день. Шарат рекомендовал отслеживать, сколько времени практика занимает каждое утро, чтобы, насколько это возможно, обеспечить постоянство дыхания. С точки зрения виньясы Шарат также говорил, что поддержание должной связи дыхания и движения существенно для наращивания энергии в практике и изменения эффективности и ощущения поз. На вопрос о том, следует ли нам практиковать фул-виньясу, Шарат ответил отрицательно, потому что, возвращаясь каждый раз в Самастхити, мы можем терять энергию, которую пытаемся произвести. Еще он объяснил, что студенты, не завершившие Первую Серию, не должны делать остальные виньясы до самого завершающего блока, так как это нарушает баланс позы\виньясы в практике, а повторяющееся Чатвари (чатуранга) может вызвать излишнюю жесткость в теле. В заключение Шарат заострил внимание на необходимости дришти в практике. Каждая поза обладает конкретным дришти, и нахождение надлежащей точки фокусировки приносит концентрацию, позволяя вам целиком воплотить вашу позу. В Аштанге есть девять дришти, но Шарат особенно акцентировал использование Насагра или кончика носа, сравнивая его с нейтральной передачей автомобиля, на которую всегда можно переключиться, если на предписанные дришти смотреть не удобно или пока не получается. Дришти – сильнодействующее средство, говорил Шарат, и когда мы достигаем определенного совершенства в нашем дришти, это равносильно Дхьяне; в конце концов, оно помогает все успокоить. Кроме использования дришти в практике асан, Шарат обсудил его употребление в медитации Тратака, или смотрении на неподвижную точку, как средстве улучшения концентрации.

Кроме того, Шарат разобрал важность бандх. Существуют три бандхи или печати – мула бандха, уддияна бандха и джаландхара бандха. Мула бандха – по словам Шарата, самая важная, и должна быть в наличии, как во время, так и вне практики. Мы должны стараться контролировать ее все время, несмотря на то, что мастерство включения мула бандхи требует многих лет практики. Благодаря задействованной мула бандхе, мы увидим изменения в нашем теле и энергии, обнаружив, что мы стали более сильными и устойчивыми. Мы становимся легче и больше осознаем тело и ум, замечая, как мы реагируем и отзываемся на изменения. Чтобы включить мула бандху, мы должны ощутить подтягивание ануса на исходе своего выдоха. Одновременно это же помогает нам отыскать уддияна бандху, которая заключается во втягивании нижней части живота, чуть ниже пупка. Уддияна бандха приходит автоматически на вдохе, если в конце предыдущего выдоха мы сумели установить мула бандху. Шарат сказал, что есть некоторые асаны, где полное включение бандх невозможно, но для большинства асан это и осуществимо, и необходимо. Например, не представляется возможным выполнить Капотасану без бандх. Мула бандха и уддияна бандха, говорил он, кроме всего прочего, начинают активировать чакры в нашем теле, способствуя их очищению и пробуждая энергию кундалини. Джаландхара бандха, которая позволяет нам блокировать поток дыхания в горле, как правило, применяется только в пранаяме.

Если мы способны работать надо всеми этими вещами в нашей практике, мы начнем замечать различия. Наше тело и ум станут меняться, как и вся наша жизнь в целом, делился Шарат, но это займет время. Когда люди говорят, что не могут заниматься Аштангой, так как она слишком ориентирована на асану, причина в их непонимании всей совокупности практики и важности роли асаны в ней. Это подобно лисе, которая бежит по лесу и постепенно устает и хочет есть. Она находит дерево манго и желает откушать его плодов. Она прыгает и прыгает, но все никак не может достать до свисающих фруктов. В итоге она решает сдаться и говорит: “Да, не хочу я эти манго, они слишком кислые”. То же самое справедливо и для людей и их ожиданий от практики. Они бросят практику и найдут причину, оправдывающую такой выбор, но это не верно. Манго – сладкие.


Воскресная конференция Шарата в KPJAYI, Мастер
На этой неделе Шарат начал конференцию, повторно акцентировав важность всех 8 ветвей Аштанга Йоги, чтобы наши мысли шли дальше одной только практики асан, дальше серий поз, над которыми мы трудимся каждый день. Он раскрыл, что первые четыре ветви, Яма, Нияма, Асана и Пранаяма, относятся к внешней практике. На самом базовом уровне – это правила поведения по отношению к себе и другим, дисциплина поз и управление дыханием. Последние четыре ветви, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи относятся к внутренней практике и происходят автоматически, когда мы твердо укореняемся в первых четырех. Нам следует сосредоточиться на первых четырех ветвях, особенно на Асане, как способе достижения естественных состояний последующих ветвей контроля чувств, концентрации и медитации. Шарат напомнил нам, что Хатха Йога Прадипика, старинный санскритский текст по хатха йоге, утверждает, что невозможно практиковать Яму и Нияму, не сделав сперва ум и тело устойчивыми. Асана очищает нервную систему и дает нам возможность упрочить ум для работы над Ямой и Ниямой в нашей духовной практике. Вот почему мы начинаем нашу практику с третьей ветви, Асаны. Мы должны срастить знание, идущее из практического опыта, со знанием от ученых изысканий. И Паттабхи Джойс, и его учитель Т. Кришнамачарья имели физическую практику и ум богатый, как библиотека. Мы не можем учить других книжному знанию без постижения, идущего из собственного опыта.
Вторую половину конференции Шарат посвятил обсуждению практического применения нашей практики асан. Зачем все время такая дисциплина? Как мы включаем ее в нашу жизнь? Подобно тому, как собака продолжает бесцельно бежать или океанское судно носит нас туда-сюда по волнам, вызывая морскую болезнь, так и мы по-настоящему не поймем, что делаем, пока мы не отыщем свою цель и сделаем глубокий нырок в океан. Мы становимся чем-то большим, чем просто наблюдателями в физическом усилии. Физические изыскания и стремления могут идти и идти без конца. Это способ приступить к практике, но не единственная ее цель. Он сказал, что ему часто задают вопрос, сколько занимает его практика йоги, и он затрудняется с ответом. Асана занимает до двух часов утром, но йога происходит весь день. Лучше всего мы можем это видеть через изучение Ямы и Ниямы, этого кодекса этического поведения для правильной жизни. Йога приносит ясность в нашу жизнь, и мы получаем возможность быть честными по отношению к себе и остальным. Со всеми этими беседами о “правильной жизни” и целях, во время вопросов-ответов, Шарат напомнил нам, что Аштанга не привязывает нас к какой-либо специфической религии. Йога Сутра Патанджали в числе прочего призывает нас придерживаться дисциплины чувств, заниматься самостоятельным исследованием учений и наставлений, и передавать себя в руки божественного. Шарат поощряет изучение хороших вещей из любых писаний. Они не должны обязательно быть привязаны к какому-то конкретного богу, Иисусу или Аллаху. Все едино, и значит вся преданность одинакова. В заключение, студент спросил как поступать с нашей практикой асан с возрастом. Когда же нам прекращать добавлять позы? Когда мы отойдем от этой третьей ветви? Шарат привел пример людей 70-ти лет, некоторые из которых очень больные и немощные и их следует обучать медленно и без особых усложнений, в то время как некоторые в 70 лет очень даже здоровы, как его мать, Сарасвати, способная управляться с любыми студентами “одной левой”. После этого Шарат изображает вращение над своей головой, что заставляет нас еще больше смеяться, так как это правда.


Шарат в Москве, август 2011
“Каждый день мы должны испытывать себя.” – Sharath Jois.
Главной темой этой воскресной конференции были трудности, возникающие в нашей практике йоги. Шарат начал обсуждение, назвав семь из девяти препятствий в йоге, описанных в Йога Сутре (1.30). Это вьядхи (болезнь), стьяна (праздность), самшая (сомнение), прамада (беспечность), аласья (лень), авирати (недостаток решимости) и бхрантидаршана (замешательство). Главным образом он сосредоточился на прамаде и бхрантидаршане. Эти два пункта стоят дополнительного упоминания, так как, по его словам, очень распространенны среди практикующих. Прамада, или небрежность, происходит, когда наше тело на коврике, а ум где-то еще. Мы ощущаем чрезмерный комфорт и самодовольство в позе или же наш ум возбужден и думает о чем-то ином, чем практика. Из-за этого могут случиться физические травмы или вритти (флуктуации ума). Что касается бхрантидаршаны, или замешательства, Шарат дал объяснение “Два гуру – ученик мёртв”. Замешательство или неразбериха в нашей практике может происходить, когда мы ищем ответы у слишком большого числа учителей. Нам нужно разумно обращаться с поступающей к нам информацией. Не следует на регулярной основе искать много разных учителей для своей практики. Хождение от учителя к учителю не способствует пониманию вашей практики. Со временем знание будет совершенствоваться благодаря росту опыта. Изо дня в день мы должны испытывать себя, чтобы ощутить изменения в теле и уме. Впоследствии он ссылается интеллект, как на средство, помогающее нам различать хорошее и плохое, духовную и недуховную йогу.
Вопросы от студентов затронули схожие проблемы. Он подчеркнул, что учителя могут стать “больше, чем йога”, имея в виду, что они могут стать слишком важными, а эго раздуться больше, чем практика йоги.
В другом вопросе, когда студенты голословно утверждают, что это или то поменялось в Мастере или практикующие вокруг уже не те, он разъяснил, что вероятнее, именно они сами изменились. Это служит причиной того, что их миры кажутся измененными. Он повторно напомнил нам о том, чего подробно коснулся на прошлой неделе, что асана – лишь одна из ветвей. Мастерство в физической асане не делает нас великими. Он придал особое значение тому, чтобы мы были искренни и непоколебимы при передаче этой йоги другим. Цветку не нужно лишний раз заявлять о наличии нектара, рекламируя себя, пчелы все равно сами его найдут.
Вновь возвращаясь к уже упомянутой идее обретения знания через практику, Шарат сделал акцент на непривязанности в нашей практике. Он признает, что привязанности развиваются с увеличением домочадцев и близких нам людей. Это привязанности, образованные с любовью. В конце концов, мы – люди, и это происходит, например, когда мы несем ответственность за своих детей. Но он предостерегал, что привязанность к негативным эмоциям впустую тратит наше время. Мы проходим четыре стадии жизни. Начиная с детства, вырастая, мы становимся подростками, и затем принимаемся за построение семейного очага или берем на себя определенные обязательства. А на заключительной стадии, старея, мы избавляемся от обязательств. Так что, нам не следует терять время даром на ссоры, раздражение или беспокойство о том, чем заняты другие люди. Это в особенности касается того, что делают практикующие рядом с нами. С правильным дришти и с собранным вниманием нас не должны беспокоить чья-то торчащая конечность, шумное дыхание и случайное или намеренное столкновение.


Шарат перед демонстрацией ширшасаны, KPJAYI
На этой конференции было просто море информации о Сурья Намаскаре, Ширшасане, провале и падении, а также об истинном значении, скрывающемся за цитатой Гуруджи о 99% практики.
Шарат завел речь о том, с чего мы начинаем свою практику асан. Наш Сурья Намаскар А и В был создан и добавлен Паттабхи Джойсом по двум основным причинам. Если каждое утро направлять молитвы богу Солнца, это поможет нам обрести хорошее здоровье. Чтобы тело было сильным (а значит и ум), нам, как и другим животным и растениям нужен солнечный свет. Так как большинство из нас не способно корректно изучить свару, повышение и понижение тона при правильном произнесении ведической рецитации, нам не нужно этим заниматься. Сурья Намаскара А и В – более доступная молитва или “приветствие” бога Солнца. Кроме того, Сурья Намаскара используется в нашей практике, как самыми начинающими, так и наиболее продвинутыми практикующими, для создания жара в теле и помощи в выполнении других поз. Это жар, создаваемый изнутри, а не искусственно.
В этот раз нам посчастливилось наблюдать демонстрацию Шарата. Он хотел побеседовать о Ширшасане, которую мы делаем в числе завершающих поз. При правильном выполнении она приносит пользу, улучшая наше кровообращение и помогая втянуть нашу Амрита Бинду, те замечательные капли нектара, которые обычно со временем падают вниз в наш желудочный огонь, обратно на их место в голове. Они падают с тем, как мы стареем, а удержание их от сгорания позволит нам оставаться молодыми и шустрыми. Ширшасана вызывает трудности у многих студентов, они падают из-за неустойчивости и неспособности расслабиться. Он объяснил, что наши ладони и предплечья должны образовать треногу. Ладони – ни сцеплены слишком плотно, ни вяло переплетены. Пальцы должны быть твердыми, но ладошки не должны соприкасаться. На голову не должен приходиться слишком большой вес. Выход из Ширшасаны должен происходить медленно, и нам нужно переходить в положение отдыха-компенсации, не поднимая головы и не двигаться слишком много. При входе и при выходе важно не спешить и не суетиться, а терпеливо нарабатывать время нахождения в позе. Безупречность в асане означает лишь стабильность, устойчивость. Стабильность значит, что мы удобно расположились и расслабились. Шарат сослался на Гуруджи, говоря, что для совершенства асану нужно сделать 1000 раз. В позе мы должны иметь устойчивый ум и тело. Он напомнил нам не быть столь агрессивными в наших позах и расслабиться. Отвечая на вопрос о том, когда можно впервые приступать к Ширшасане, Шарат предостерег от использования пропсов. Пользоваться стеной при отсутствии помощи учителя – не плохая идея, но введение предметов для нашей поддержки ведет к проблемам. Если имеется боль в шее, будьте терпеливы и не спешите браться за позу. Спешить некуда. Кроме того, мы должны учиться падать. При каждом падении в позе, мы учимся. Как ребенок падает, учась ходить, так и мы научимся равновесию и устойчивости, падая раз за разом.
В завершение один студент спросил Шарата, когда нам следует браться за чтение таких текстов, как Йога Сутра Патанджали или Бхагавад Гита. Цитируя любимое высказывание Гуруджи “99% practice, 1% theory”, он уточнил, что Гуруджи слабо владел английским, и подразумевал не “practice”, а “yoga”, то есть практика – не только 2 часа на коврике, а весь наш день, включающий еще практику Ямы и Ниямы. В связи с этим Шарат задал вопрос: “Сколько вы читаете в день?”, имея в виду, что изучение текстов тоже часть 99% практики (свадхьяя – изучение текстов, часть Ниямы). Мы должны читать тексты и поступать так, как они предписывают. Это тоже наша практика. Напоследок речь зашла о том, что Шарат стал учить после Гуруджи не по родственным причинам, а потому что он упорно трудился, рано вставал, чтобы читать и обучаться у Гуруджи. Гуруджи не был родственником Кришнамачарьи, своего учителя. Хороший ученик, пропитавшийся наставлениями, тоже способен передавать этот метод. Он добавил, что если мы правильно обучаемся, то даже мы можем стать представителями этой линии преемственности.


Ганешок-_-
Шарат начал эту конференцию предложением сразу перейти к вопросам. На протяжении всего часа он обсуждал необходимость гуру, наше дыхание, осознанность и цельность, и пользу лэд-класса. После разговора об открывающей мантре аштанги и последующей за ней его личной мантре (он научит нас, когда придет время), он ответил на вопрос о пользе лэд-класса для практикующих. Он объяснил, что он помогает нам понять правильную виньясу и дыхание. Если у нас есть только самостоятельная практика, многие из нас не будут понимать и будут совершать ошибки. По его словам, много новых студентов или студентов, неправильно обучавшихся у преподавателей, приходят в шалу и делают некорректно, что он замечает на лэд-классе. Это вылилось в дискуссию о гуру и необходимости гуру в нашей практике. Шарат говорит, что гуру очень важен и больше, чем просто учитель. “Гу” означает “тьму”, а “Ру” – “рассеивающий”, кто ведет вас, устраняет препятствия, направляет к свету, ясности и подлинному знанию. Обладая книжным знанием, учитель будет говорить другим что делать, но не сумеет сделать этого сам. Гуру – тот, кто был учеником и постиг учение, потому что испытал его на себе. Это делает наставления гуру более достоверными и действенными. И беззаботно посмеиваясь, Шарат добавил, что если вы делаете стойки на руках в Сурья Намаскаре, это не значит, что вы великий и замечательный. Затем посчитал вслух: “Экам, Две, Трини, Стойка на Руках!” Или бывает, учитель дает много поз – “Ох, он – прекрасен!” Шарат просто объяснил, что гуру никогда не скажет “Я – гуру”. Это должно исходить от учеников. Гуру учит нас тому, как обходиться с нашими проблемами вместо того, чтобы быть лишь доброжелателем. Он привел одно из своих любимых сравнений – жизнь подобна Ломбард Стрит в Сан-Франциско – иногда идет вниз, иногда – вверх, порой – уходит в бездорожье. Если мы практикуем йогу, мы сумеем с этим справиться. У нас есть овердрайв жизни, повышенная передача. Далее студент спросил, как часто нам следует посещать своего гуру. Шарат задал ей вопрос, когда она приезжала в последний раз, на что был ответ – 2 года назад. Он спросил, почему она вернулась, а она ответила, что ощутила потребность оказаться здесь. Вердиктом Шарата стало: “Ты сама ответила на свой вопрос”.

Обсуждение обретения гуру привела студентов к вопросу о внутреннем гуру и нашем осознании мира. Шарат рассказал, что наш внутренний гуру может быть неотшлифован и может стать вредным. Если мы разовьем в себе определенные хорошие качества, тогда наше внутреннее сердце станет чистым. Йога даст побеги внутри нас. Он предостерегал нас не полагать, что мы знаем все. Нам необходимо видеть, что мы подобны всему нас окружающему. Когда мы становимся одним целым со всем – с деревьями, океаном и пр. – это тоже йога. Видя бедняка, мы должны видеть себя. Одними только асанами йога не ограничивается. Мы обязаны понять, что являемся частью этой земли и вернемся к ней, вернемся обратно к природе. Он говорил, что если вы часть природы и дерево тоже часть природы, то когда вы срубаете дерево, вы подрубаете себя. Жизнь не должна состоять лишь из работы, возвращения домой, приема пищи и сна. Нам нужно наслаждаться жизнью, заниматься благотворительностью. Если мы понимаем только то, что происходит вне нас и поверхностно – что она делает, сколько поз он получил – мы никогда по-настоящему не поймем высочайшую божественность в каждом из нас. Мы гадаем “где же йога?” и думаем, что раз побывали на семинаре у того человека или имеем учительский сертификат на 200 или 500 часов, то обязательно отыщем ее. Йога внутри нас.

Ганешок?O_O)
Под занавес конференции прозвучало несколько более технических вопросов о нашей практике асан. Студент спросил, как наш вдох и выдох должны двигаться в теле. Шарат дал объяснение того, что дыхание использует бандхи для стабильности. Включение Мула и Уддияна Бандхи в тазу и нижней части живота соответственно позволяет нашему дыханию находиться выше в груди. Если мы дышим низко в живот, будет меньше стабильности и можно заработать грыжу. Затем кто-то задал вопрос о том, в каком направлении мы должны располагаться на практике. Север или восток подходят лучше всего, но при этом мы никогда не должны спать головой на север. Шарат рассказал историю о Шиве, отсекшем голову сыну Парвати, сотворенному из глины. Дабы загладить свою вину, он дал приказ своим слугам отыскать любого, спящего головой на север, и доставить его голову, чтобы он сумел приделать ее к телу мальчика. Конечно же, все были осведомлены о правильных направлениях, и только один слоненок спал головой на север. И, вот, поэтому у нас есть Ганеша.


Koala mind?-_-
“Мы как инженеры или ученые. Мы делаем и испытываем разные вещи”. – Шарат

Этот “воскресный час с Шаратом” начался с напоминания важности асаны в нашей духовной практике. По его словам, асана – очень мощный инструмент для обретения стабильности в теле и уме, потому что наш ум подобен обезьяне, прыгающей туда-сюда. Асана помогает нам обрести ум, больше похожий на коалу, сидящую на одной месте. Обезьяний ум не любит концентрироваться. Именно то, что асана контролирует ум, делает асану столь полезной и значительной. Он привел одно из своих любимых сравнений про три фазы солнца. Утром солнечные лучи очень яркие и слепящие, днем, во вторую фазу, лучи самые сильные и жгучие, и только вечером на закате можно заниматься медитацией на солнце, как и поступают многие йоги. Практик, расположившийся в третьей ветви, учится уводить чувства извне и управлять своими лучами так, чтобы больше уподобиться заходящему солнцу, где свет более сдержан, а энергия более регулируема. С йогой мы переживаем нечто, отличающееся от всего ранее встреченного. Мы меняемся благодаря нашей практике.

Существует масса всевозможных видов дос – масала доса, плейн доса, сет доса – но все равно это доса, пусть приправы и различаются. Все мы испытываем свою йогу немного по-разному, хоть практика одна и та же. Шарат заметил, что поиск йоги похож на охоту за сокровищем. Мы должны отыскать настоящую йогу. Мы знаем, что нашли настоящую йогу, когда внутри нас происходят некоторые изменения. Речь идет не о “я делал проброс со скрещенными ногами, а теперь делаю с прямыми” – не такие изменения. Мы можем заняться гимнастикой и научиться всем пробросам и стойкам на руках. Это внешнее и внутреннее упражнение. Когда мы привносим виньясу, дыхательные техники к этой асане, наш ум начинает меняться, так как дыхание может регулировать ум. Такое изменение может случиться в практике асан где угодно от первой до шестой серии. Нам нет необходимости быть продвинутыми в асане для того, чтобы ощутить это изменение и обучиться дыхательным техникам. Нам всего лишь нужно испытать йогу. Мы похожи на инженеров или ученых в том, что мы делаем, а затем испытываем множество вещей.

Когда пришел черед вопросов, кто-то спросил, следует ли нам посещать храмы и участвовать в пуджах, если мы не хинду? Является ли это частью нашей практики? Шарат встретил это встречным вопросом: “Кто разделил всех на сообщества?” И сам же ответил, что это сделал не Бог, а люди себе же на благо. Сам он верит в Кришну, и потому, выполняя свою практику, направляет мысли к нему, и это ему помогает. Все зависит от нашей веры. Кто способен сказать, что что-то не правильно? У нас есть разные имена для одного Бога. Ничего в нашей практике не говорит о том, что должно быть то или иное. Все тождественно.

Студент поинтересовался, требуется ли нам заниматься асаной, если мы уже способны сидеть в Падмасане продолжительное время. Шарат ответил, что йога – это садхана, действие или ритуал, направленные к духовной цели. Просто знать наизусть Йога Сутры Патанджали недостаточно и не означает, что мы садхаки, или те, кто применяют это практически. Т.Кришнамачарья обладал множеством различных степеней и званий и знал очень много, но желал пережить йогу на себе лично. Он искал своего учителя, Шри Рама Мохана Брахмачари. Когда он отыскал его высоко в горах, сначала он получил отказ. Ему было сказано уходить, но Кришнамачарья был настроен решительно и оставался до тех пор, пока не был принят в качестве ученика. В последствии Кришнамачарья стал учителем Паттабхи Джойса. Шарат объяснял, что взаимоотношение дающего и принимающего между учителем и учеником очень важно. И эта одна из причин, по которой нам необходимо приезжать к нему на обучение минимум на месяц подряд. Он желает, чтобы студенты учились, и от нас для обучения требуются самоотдача и целеустремленность. Если мы приехали только, чтобы иметь работу, быть преподавателем, и ожидаем за месяц стать им, наш опыт в йоге может стать очень ограниченным. Мы должны стараться пересечь барьеры. Как только мы говорим “я знаю” – это конец нашего обучения. Когда же мы говорим “я не знаю”, наше переживание йоги становится глубоким. Наш опыт с нашим учителем становится глубоким. Паттабхи Джойс никогда не говорил “я знаю все”. Шарат поделился с нами тем, что даже как учитель, наставляющий нас в йоге и асане, он продолжает учиться. Он видит хорошие и дурные энергии, различные конституции тел. Несмотря на это, Шарат сказал, что иногда мечтает, чтобы Гуруджи все еще был здесь, и тогда бы он смог просыпаться и практиковать свою асану с ним. И добавил, что быть студентом – лучшая жизнь, хоть и немного болезненная.

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Конференции Шарата в Мастере летом 2012 / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)