Шри К. Паттабхи Джойс – Йога и Терапия (1977)

Эта статья – расшифровка лекции, которую Гуруджи (Паттабхи Джойс) прочитал в Бангалоре в 1977 году. Статья была опубликована в книге «Йога и Наука» благодаря поддержке Buddha Vacana Trust в 1977 году. Отдельная благодарность Шауну и Лэсли Каминофф за то, что он сумел выследить и отыскать это чрезвычайно редкое издание в Индии.

Паттабхи Джойс

Йога и Терапия

Автор – Шри К. Паттабхи Джойс

Ум крайне неустойчив, подобно ртути. Переменчивый ум, не различающий между чистым и нечистым, произвольно мечется, не руководствуясь никакими ограничениями. Из-за своего необузданного поведения ум влияет на органы тела, что не только делает их больными, но также подвергает опасности себя самого. Если ум становится однонаправленным или неподвижным, тогда он приводит в порядок органы тела и защищает их от болезней. Иллюзия тоже является функцией ума, что ведет ко многим заболеваниям. Процесс контроля и очищения ума зовется йогой. Махариши Патанджали разъяснил это в афоризме Yogah cittavrtti nirodhah, что значит “йога – это процесс урегулирования всех волн и установления их на выбранном объекте». Также это зовется «Аштанга Йога», которая состоит из 8 факторов: яма (ограничения), нияма (предписания), асана (поза), пранаяма (практика дыхания), пратьяхара (управление чувствами), дхарана (концентрация), дхьяна (медитация), самадхи (созерцание). Эти 8 факторов подразделяются на две группы, называемые внешние и внутренние аппараты или средства. Ограничения, предписания, поза и практика дыхания относятся к внешним средствам. Управление чувствами, концентрация, медитация и созерцание относятся к внутренним средствам. Далеко не просто заниматься практикой внутренних средств без практики внешних. Поэтому, чтобы приступить к делу, человек должен практиковать внешние средства.

Среди внешних средств, поза и практика дыхания являются превосходными. Те, кто болен или ослаблен, имеет нарушения внутренних органов, едва ли способны практиковать ограничения и предписания. Поэтому мы должны снабдить себя здоровым телом и органами свободными от дефектов, чтобы практиковать ограничения и предписания. Все Упанишады и все йогины хорошо сведущие в йоге считают позу и практики дыхания самыми выдающимися факторами среди внешних средств. Авторитетный источник касательно этого в Упанишадах гласит следующее:

Asanam pranasamrodhah pratyharashca dharana | dhyanam samadhiretani shadangani prakirtitah ||

Шри Сватмарама объясняет это в Хатхайога Прадипике:

Hathasya prathamangatvat  asanam purvamuccate | Tasmat tadasanam kuryat arogyamcangalaghavam ||

Это означает, что человек едва ли способен выполнить любую задачу без хорошего здоровья и жизненной силы конечностей. Здоровье и активность тела крайне важны, и отсюда вытекает значение, придаваемое позе и практикам дыхания.

Асаны ведут к уменьшению заболеваний и делают ум концентрированным, тогда как методы речаки-пураки (выдоха-вдоха) являются предварительными условиями для практики позы. Шри Вамана детально разъясняет метод практики позы. Если практиковать позы без понимания техники вдоха и выдоха, то человек будет склонен привлекать бессчетные болезни вместо излечения своих заболеваний.

Гандабхерундасана, 1941
По этой причине Шри Вамана дает четкое объяснение:

Vina vinyasa yogena asanadinnakarayet ||

Не следует практиковать позу без метода вдоха и выдоха.

Шри Патанджали тоже разъясняет практики дыхания в своем трактате:

Tasmim sati shavasaprashvasayorgati vicchedah pranayamah ||

Пранаяма – это процесс внутренней приостановки дыхания (кумбхака), прекращения вдоха и выдоха.

В то время, как внутренняя приостановка дыхания (кумбхака) – это пранаяма, регуляция речаки и пураки должна быть включена в позу – добавляет он – означающее, что позы можно практиковать только за счет регулирования выдоха и вдоха.

Этому методу можно обучиться только у опытного йогина, хорошо сведущего в Йога Шастре. Благодаря практике этого человек способен изгнать физические и умственные болезни и упрочить свой ум. Касательно этой йоги Яджнявалкья говорит следующее:

Tritiya kālastho rivah svayam samharate prabham | Tritiyange sthitho dehi vikaram manasam tatha ||

Как солнце в своей третьей фазе, то есть вечером, смягчает свои резкие лучи, создавая мирную атмосферу, так же и йогин, практикуя третий фактор, позы, освобождается от умственных загрязнений и становится безмятежным.

Таким образом, позы являются жизненно необходимыми.

Регулярная практика поз с регулированным дыханием способна исцелить многие болезни. Для излечения заразных болезней может потребоваться помощь врача, но не для лечения хронических заболеваний. Хронические болезни можно вылечить позами и дыхательными практиками.

По своему собственному опыту я могу сказать, что многие недомогания, с которыми не справляются врачи, могут быть излечены позами и дыхательными практиками. Например, астма, диабет, желудочные проблемы и ревматизм, которые известны своей неизлечимостью лекарствами, исцеляются безо всякой медицинской помощи. Эти хорошо известные недомогания, для которых не было изобретено никаких новых лекарств, считаются неизлечимыми. До сих пор не было лекарств, победивших эти заболевания. Но можно повторить еще раз, что все эти хронические болезни могут быть вылечены йогасанами и пранаямами. Эти слова подтверждаются тем, что наш институт принес облегчение многим хронически больным пациентам благодаря надлежащему руководству в позах и дыхательных практиках. Такие недуги, как паралич, запор, геморрой и пр. могут быть облегчены за счет одной только практики анупары (жидкостей) без обращения к какому-либо лекарству. Что действительно нужно для поддержания этих знаний йоги, так это вера, мужество и отвага.

В этот век науки поиск критериев для диагностики заболеваний стал возлагаться на машины. Мы отказываемся принимать такой стандарт. К примеру, пациент, страдающий от кровяного давления, ощущает слабость зрения, начинает все больше уставать даже от небольших усилий на работе, предпочитает всегда лежать в покое. По этим симптомам можно понять, что у него проблемы с кровяным давлением. С другой стороны, если не имеет место ни один из вышеперечисленных симптомов, а доктор дает совет пациенту на основании одних лишь показаний медицинского оборудования, тогда из-за таких фантазий пациент весьма вероятно станет подвержен проблеме с кровяным давлением, которой у него изначально не было. По этой причине я вынужден сказать, что мы отказываемся признавать метод диагноза болезней с помощью механического оборудования.

Благодаря практике йоги возможно очистить многие внутренние пульсы, клетки, вены, плазму, газы, печень, слизь, кровообращение и пр. Таким образом, одно только внутреннее очищение тела способствует излечению недугов. В целом очищение любого рода требует огня и ветра. Как золото в тигле очищается ювелиром с помощью огня и ветра, что удаляет все загрязнения и дает золото высшей пробы, подобным же образом для устранения болезней нужен огонь и ветер. Вот почему мудрые говорили:

Pranayamabhyasayuktasya sarvarogakshyobhavet | Avuktabhyasayuktasya sarvarogasamudbhava ||

Тот, кто правильно практикует асаны и пранаямы обнаружит, что все болезни сходят на нет, в то время как все виды недугов возникают при неправильной практике.

Виранчасана, 1941
Асаны являются необходимым предварительным условием для пранаямы, которую следует практиковать, следуя методам речаки и пураки. От практики асан со слабым знанием управления дыхания будет мало пользы.

Итак, мы видели, насколько асаны важны для излечения и предотвращения болезней. Например, определенные асаны предписаны для лечения диабета: Джануширшасана, Баддхаконасана и Упавиштаконасана.

Для запоров и нездоровья ануса предписывается Баддхаконасана. В позе Баддхаконасана, сжав анус, следует выполнять длинные речаки и пураки. Шри Вамана говорит, что эта практика исцеляет заболевания ануса. Из опыта мне известно, что многие получили пользу от этих практик.

Но для обеспечения стабильности этих асан им должны предшествовать многие другие. Во время практики позы, предписанной для определенного заболевания, следует пребывать в ней столько, чтобы выполнить минимум 50 речак-пурак. Таким образом недуг будет исцелен. Но нельзя сказать, что выполнением только тех предписанных асан человек может излечить определенное заболевание. Только когда все органы функционируют с правильным кровообращением, тогда болезни могут отступить, и никак иначе. Для понимания этого момента следует обратиться к сведущему йогину, что означает необходимость Гуру.

В заключение, если человек будет практиковать йогу с правильным знанием, он не изведает страха болезни или недомогания. Но человек едва ли сможет извлечь какую-нибудь пользу из этого, если вместе с этим ему не удастся хоть как-то регулировать пищу, привычки, речь и пр. Таким образом, из моего собственного опыта, который согласуется с мнением тех, кто хорошо сведущ в Шастрах, следует, что практик йоги, занимающийся с регуляцией пищи, привычек, речи и отношений, обнаружит, что он освободился от всех видов недугов, физических и умственных.

Из: Yoga and Science, Buddha Vacana Trust; Bangalore, India, 1977

Протоколы Международной Конференции по Исследованию Йоги и Духовности, в мае 1977 года, под покровительством Международных Центров Шивананда Йога Веданты

Фото асан взяты из: WALLACE KIRKLAND — журнал LIFE, 24 февраля, 1941 — Йоги в Мастерском Дворце

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Шри К. Паттабхи Джойс – Йога и Терапия (1977) / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)