Беседы с Паттабхи Джойсом (1991 и 1998)

Эти расшифровки представляют собой запись публичных бесед, проведенных Шри К.Паттабхи Джойсом во Франции в августе 1991 года. Вопросы задавал Жан Клод Гарнье, записывал Жиль Кервиш. Временами английский Гуруджи нелегко понять, так что я внес несколько совсем незначительных корректив в текст и включил объяснения в скобках.
Им предшествует беседа из Мастера 1998 года.
Надеемся, что благодаря знакомству с этими беседами, вы сумеете лучше составить представление о том, насколько КПД владел английским и переосмыслить его известные изречения -_-

УПРАВЛЕНИЕ УМОМ

Вопрос: Но что есть контроль ума?

Гуруджи: Что означает контроль ума? Я не понимаю (о чем ты) (смеется)

Вопрос: Вы не понимаете?

Гуруджи: Контроль вашего ума возможен, вы делаете асаны, это йога.

Вопрос: Без прошлых мыслей, без будущих мыслей, отсутствие думанья где-то еще?

Гуруджи: Да, все является контролем, только для йоги думанье, думанье о Боге.

Вопрос: Думанье о Боге, это и есть контроль ума?

Гуруджи: Еще один думает, ум совсем ушел, асаны без толку. Но вы контролируете асаны, асаны, которые пожелаете, вы берете управление на себя, вы используете дыхательные системы, без дыхательных систем (виньяса) контроль ума очень сложен.

Вопрос: Когда вы беретесь за асаны?…

Гуруджи: С асанами.

Вопрос: Когда вы практикуете, ваши глаза должны быть сфокусированы на одном месте (дришти), а уши?

Гуруджи: Только для дыхания носом, иногда асаны занимают достаточно времени, дыхание идет в уши, что очень опасно, это бесполезно. Только для носа, полностью закрывайте свой рот. Дыхание носом, это здоровье. Вы дышите, задействовав горло и нос, если без горла, дыхание не очищает вашу кровь.

Вопрос: А ум? Когда вы смотрите на одно место? Ваш ум идет к этому месту?

Гуруджи: Нет, нет, нет, почему идет туда?

Вопрос: Я не знаю. Что насчет контроля всех чувств?

Гуруджи: Три части там, зовущиеся триштанам. Триштанам означает: одна поза, одно дришти, место для смотрения, одна дыхательная система. Без этих трех контроль ума очень сложен. Вот почему вы берете дыхательную систему, позу и дришти, эти три важны. Поза появляется, дыхание правильное, поза правильная появляется. Дыхание – неправильное, поза – неправильная.

Вдох, перерыв, выдох делаете, выдох, перерыв, вдох делаете – поза неправильная. Хотите хорошую позу, берите правильное дыхание. После смотрите дришти, берите дришти. Есть 9 дришти, не 3 дришти, вы берете в каждой асане. После ум постепенно становится возможно контролировать.

Вы идете в джунгли, льва, дикое животное вы приручаете постепенно, берете под контроль. Тот же метод вы дышите, вы обретаете свой контроль. Без постепенного приручения человек умирает.

Многие люди, которые не знают правильного метода йоги, контроля дыхания, они умирают – я видел. Но люди принимающие плохую пищу, едящие мясо и пьющие вино, и занимающиеся йогой, они также умирают.

Принимайте очень очищенную пищу. Пища – хорошая, ваш ум также хорош, постепенно очищение вашего ума становится возможным. Это метод. Это также Йога Сутра, каждая сутра говорит.

Abhyasa vairagyabhyam tan nirodaha (ум берется под контроль благодаря практике долгое время с подходящим отношением), Бхагавад Гита тоже говорит о том же методе, многие шастры (писания) говорят.

Вопрос: То есть нам следует думать о Боге во время практике? Наш должен быть с Богом?

Гуруджи: Думать о Боге, любом боге, какому бы вы богу ни молились, какой бог вам по душе, без проблем.

О ПРАКТИКЕ

Вопрос: Почему не следует практиковать в дни полной и новой луны?

Гуруджи: Это день – очень трудный день. Две звезды на одном месте (соединяются) случаются. Новая луна тоже, полная луна тоже. Этот день – очень опасный день. Вы практикуете в этот день, у любого может начаться некоторая боль. Эта боль не проходит очень быстро. Она отнимает долгое время. Возможны некоторые травмы. Вот почему в этот день не делают.

Вопрос: Практикуя один дома, человек иногда чувствует себя усталым, немотивированным на практику. Что тогда делать?

Гуруджи: Вы должны продолжать, без проблем. Но каждый день вы употребляете разную еду. Вот почему. Разная еда ослабляет…

Шастра (писание) говорит: “в один из дней ты ешь разную еду, если ты ешь лук, в этот день твой ум не хорош. В другой день ты ешь другую плохую пищу. В этот день твой ум не соглашается делать никакую хорошую работу”. Если принимаешь хорошую еду, этот день очень благоприятный – ваш ум чист, видите!… Вот почему каждый день…немного саттвичной пищи вы едите, это хорошо.

В один день наваливается лень: “А, завтра буду заниматься, сегодня не хочу”, – он говорит. Ум там, ум не согласен. Принимай хорошую пищу, ум всегда будет хороший. Это метод. Увеличиваешь прием хорошей пищи, твой ум тоже растет. Тот же метод. Каждый день принимаешь плохую пищу, твой ум каждый день совершает работу плохо… Ты принимаешь любую хорошую пищу ежедневно, таков же и твой ум. Такой же метод.

Вопрос: Что такое хорошая еда, саттвичная пища?

Саттва гуна увеличивается, еда та же самая. Та, что дает тебе силу, увеличивает продолжительность твоей жизни, которая тебе всегда нравится, вот так.

Ты используешь молоко ежедневно. Это хорошая еда. Это увеличивает твою продолжительность жизни.

Буддхи означает твой ум расцветает очень четко, ты принимай каждый день гхи. Используй гхи. Гхи и молоко, и пшеницу. Это называется “Гауди рава”, чапати делается из пшеницы. Ешь сколько-нибудь овощей. Это хорошая пища. Если ты ешь мясо с шампанским, все это плохая пища. Очень горячая еда, твердая еда. Твердая означает пищу, которую тебе приходится жевать 10-20 раз, это не хорошо. Если ты ешь пищу, которую приготовил 8 дней назад, это тоже не хорошо.

Вопрос: Можете ли вы рассказать, почему важно, чтобы комната была теплой и мы потели?

Гуруджи: Это только, если открыто небольшое окно (открывайте только маленькое окно). Это ваш внутренний вредный яд выходит наружу. Это идет на пользу. Это маленькие комнаты. Это окна, не открывайте их, полностью закрыты.

“Mata” означает, что вы, практикующий йогу, ходите на классы. Вы можете понять, вы делаете практику, в каком месте? Каково это место? Это важно. “Все padwara” означает: все окна не открывай. Снаружи не занимайся практикой – снаружи не занимайся практикой. “Все padwara” означает несколько окон ты открывай. Если окно 3 метра высотой, то это окно полностью открыто. Не практикуйте в грязном месте.

Третий, четвертый этаж он занимается йогой – очень плохо. В подвале он занимается йогой – очень плохо. Первый этаж, так и только так. Занимайтесь на первом этаже. Идет ли воздух на третий, четвертый этаж? Он не идет – ваше дыхание там не хорошо. Дыхание в подвале тоже не хорошо. Кислород, вы хотите кислород, тогда шала должна быть окружена множеством деревьев. Там кислорода в достатке. Поступает чистый кислород, вот почему первый этаж – хорошее место. То же место, там же всегда занимайтесь. Не поднимайтесь наверх, не спускайтесь вниз, не делайте в центральном месте. После, каждый день в месте должна проводиться уборка.

В грязном не занимайтесь. Вдох, выдох раз за разом загрязняют вас внутри. Сердцу очень плохо после. Вот почему вам следует проводить уборку ежедневно. “Amala” означает тщательно очищайте то место. Животные, мелкие животные (насекомые) приходят и приходят – это не хорошо. Это все. Вы выполняете свою практику снаружи – плохо.

Вопрос: Какая температура хороша для практики йоги?

Гуруджи: Прохладная. Прохладное место, нагреватель я не хочу. Ваше тело будет автоматически горячим с дыханием. Вы будете начинать свою практику в прохладное время. В прохладном месте. В вашей стране приходит много холода, после вы используете нагреватель (если очень, тогда вы все-таки можете использовать нагреватель). Это очень плохо. Не пользуйтесь нагревателем, иначе ваша энергия уйдет. Автоматически, вы выполняете дыхание, вы будете горячим. Практикуйте, практикуйте с дыханием, и вы будете увеличивать жар своего тела. Этот жар – энергия. Вы желаете энергии. Не используйте нагреватель во время практики йоги. Это очень плохо, вашему телу не будет хорошо, ваше здоровье также не будет хорошим. Это действительно так.

Вопрос: Почему вы говорите, что практиковать снаружи нехорошо? Кайлас упоминает истории о йогах в Индии, практикующих в лесах.

Гуруджи: Это очень плохо, не делайте так – ни в одном месте так не говорится. Вы желаете свою энергию. Энергию при выполнении практики снаружи, ваш жар не выходит. Жар повышается и яд не выходит. Яд означает пот… Ваша сила пропадает. Ваша температура уходит. Занимайтесь практикой внутри, после ваш пот выходит полностью. Вотрите весь (пот в тело после практики), не вытирайте его полотенцем, не смывайте, а весь вотрите. Ваше тело станет очень сильным и очень легким. Сделай снаружи, один день сделай, снаружи сделай одну полную практику йоги. После 1-2 дней посмотри. После и скажешь! (убедись сам, попробовав практиковать снаружи, и увидишь)

Он говорит очень плохие вещи. Не используйте (нагреватель) во время практики йоги. Если включите нагреватель с утра, ваша кровь станет похожа на воду.

Вопрос: Почему пробежка до практики не хорошо? Я каждый день много бегаю, а затем практикую.

Гуруджи: Приходит сердечная слабость, знаешь ли. Ты совершаешь дыхание через рот. Во время бега дыхание не идет через нос.

- А я дышу через нос, не ртом.

Ты полностью закрываешь свой рот? Дышать невозможно! Если ты всегда дышишь через нос, тогда никакой боли не будет там (в колене). Теперь ты страдаешь от боли, так как дышал через рот.

Не делай упражнения для одной части. Ты хочешь поупражнять все тело, ты выполняешь упражнения. Бег только для упражнения ног. Гантели только для упражнения рук. Не происходит упражнения всего тела – следует давать упражнение на все тело. Это внутреннее упражнение.

О ВИНЬЯСЕ

Суббота 24.8.91

Гуруджи: Каждую асану выполняй одну за одной. Это хороший метод. Это настоящий метод. Не делай асану без виньясы. Ты не делаешь асану. Почему?

Одну часть (тела) ты гнешь – можешь понять? Например, пашчимоттанасана, ардха баддха падма пашчимоттанасана, ты делаешь на одну ногу, сгибаешь одну ноги, и уводишь свою стопу назад. Насколько долго? Долгое время. Через небольшое время (ограниченная) циркуляция крови, все суставы останавливаются. После снова поднимаешься, опять отпрыгиваешь назад, следующая поза, следующую ногу ты укладываешь. После прыжка сожми/напряги все тело, не делай его вялым/свободным, сожми его (для виньясы, тело должно быть включено, не расслаблено). Затем циркуляция крови автоматически идет (движется). Эта боль быстро уходит.

Ты без виньясы, ты делаешь каждую позу (без виньясы), все суставы тогда циркуляция крови не правильная. Циркуляция не происходит, останавливается там (в суставе). После того, как ты полностью завершил позу сидя, все тело болезненное, постепенно болезненность начинается. “Ох! Йога делает меня больным – не нравится”. (Мне это не нравится). Людям не нравится. Что какая-то асана – “Ох! Это очень плохо. Много боли приходит. Ох! Пропущу ее (не хочу ее делать). Эту асану не буду делать!” Некоторые люди говорят. Отчего так? Этот метод ты не понимаешь (почему? потому что они не понимают правильного метода). Вот почему, если следуешь этому методу – нет проблем! Тело также полностью безупречно. Ты можешь понять? Это – метод.

Вопрос: В классе с начинающими правильно ли обучать и просить учеников делать меньше виньяс? Не слишком много виньяс и постепенно просить делать больше. Правильно ли это? Чтобы они не уставали слишком сильно.

Гуруджи: Нет, нет. Я говорю начинающим, чтобы они начинали с первого сурьянамаскар 3 раза, второй сурьянамаскар 3 раза. Вы делаете в первый день, одну неделю стоп! Не принимайтесь за асану. Вы полностью прекращаете. Завтра принимаетесь. Одну неделю тот же сурьянамаскар. После немного лучше (некоторое продвижение). Вторую (неделю) падангуштхасана в положении стоя; падангуштхасана, пада хастасана, уттхита триконасана, паршваконасана, вы делаете позы стоя. Прекратите это на одну неделю. После уткатасана, вирабхадрасана, прекратите это на одну неделю. Снова беритесь с пашчимоттанасаны, пурвоттанасаны делайте – остановитесь на этом! На следующий день беритесь за следующую.

По тому же методу вы занимаетесь практикой. Только в одно место я приезжаю на один месяц или полтора месяца, одну неделю или две недели я буду оставаться, вот почему я буду использовать этот метод (если я приезжаю куда-то только на короткий срок, я провожу лед-классы). Вот почему вы приезжайте в Индию. Я использую все тот же метод. Вы сможете понять. Вот почему обучение здесь другое и обучение в Индии другое. Но одна асана отточена, следующую асану я сообщаю (обучаю): эта конкретная асана не отточена, следующую асану я не сообщаю (обучаю).

Вопрос: Когда подходяще выполнять фул-виньясу? Это, когда мы возвращаемся в Самастхити после каждой асаны. Правильно ли это?

Гуруджи: Да, правильно. Сделай одну асану, закончи ее. После, сделав полную виньясу, приходи в положение стоя. Снова следующая. Ваша сила, как вы используете (в зависимости от вашей силы вам следует делать халф- или фул-виньясу). Без силы на шат (шестой виньясе) остановитесь (если вы не сильны, остановитесь на шестой виньясе, т.е. делайте халф-виньясу). Наращивая свою силу, вы беритесь за фул-виньясу. Сейчас не времени (слишком много студентов).

Вот почему я говорю. Одна асана, например пашчимоттанасана (имеет) 16 виньяс, пурвоттанасана – 15, ардха баддха падма пашчимоттанасана, тирианг мукха эка пада пашчимоттанасана, джану ширшасана А, В, С, маричасана А,В – все 22 виньясы. Полных виньясы.

Вы делаете полную виньясу везде – это лучше всего. Чуть уступает вариант, когда вы делаете с шестой виньясой все асаны. Так вы меняете, когда ваша сила больше. Шестую, седьмую (виньясу) пашчимоттанасаны вы делаете. После 8-8 затем снова отпрыгиваете. В “шат” (шесть) позицию вы переходите. Я каждый день обучаю теперь. Тот же метод вы делайте. Оба – не проблема.

Метод – хороший, нет проблем. Работа там. Он идет на работу (для работающего человека халф-виньяса хороша). Ваша йога практика, у вас занимает один час. Один час или два часа вы увеличиваете свое время. В то время все асаны, выполненные в один из дней с фул-виньясой, займут не меньше 5 часов (если вы беретесь за фул-виньясу, вам потребуется 5 часов для завершения практики). Одни асаны Первой Серии также займут 5 часов. Вот почему. Вы работающий человек. Вы не проводите все время за практикой йоги.

Вы можете понять. Полное время вы занимаете, вы делаете фул-виньясу. Только для (завершения) асан Первой Серии потратите 5 часов. 5 часов позы Первой Серии с фул-виньясой. 50 асан там, которые займут 5 часов с фул-виньясой. Вы работаете. В другом месте работаете. Да, вы зарабатываете деньги, вы едите пищу, все, что пожелаете. Так что посвящать свое (свободное) время только йоге очень редко (мало времени), очень сложно к тому же самому. Вот почему вам следует взять метод, требующий наименьших затрат времени и сил. Это 1 или 2 часа. Два часа, посвященных практике йоги. Это хорошо. Это тоже хорошо. Да, ок. Так я вам говорю.

Вопрос: В виньясе, практикуя виньясу, должен ли студент идти глубже в асану или ему следует продвигаться в ней мягче? К примеру, при переходе из чатвари в урдхва мукха шванасану должен ли быть прогиб незначительным или посильнее?

Гуруджи: Нет, не сильный, напряженный прогиб. Такой же. Виньяса означает (должны быть такими же, как и асаны) так же, а не вяло. Означает ли это, что виньяса столь же безукоризненна как и отдельная асана? Да, вот почему я говорю, что все асаны делайте безукоризннено, тогда это займет 3 часа. Вы можете понять? Вот, почему вы выбираете вариант с меньшей затратой времени. Вы делаете меньше времени. Вы выполняете практику. Это тоже возможная польза, которую можно получить. Шастра (писание) говорит о виньясе:

“Без виньясы не делай асану!” Без виньясы не делай асану. Это очень плохая практика. Такая плохая практика не дает хорошего знания.

Патанджали говорит:

“yogāṅgānuṣṭhānād aśuddhikśaye jñānadīptir āvivekakhyāteḥ (YS 2.28)”
(через практику ветвей йоги, уменьшаются загрязнения и развивается свет различающей мудрости)

Это настоящее. Но aśuddhikśaye означает: ваш внутренний яд полностью уходит, выходит наружу. Вы плохо сжимаете свое тело, когда делаете (если ваше тело не напряжено, когда вы практикуете). Один час вы делаете. Не выходит пот. Только для позы он делает, какой толк?! Вы желаете настоящей йоги, того же метода вы придерживаетесь. Это и есть метод.

Вопрос: Выполняя виньясу, правильно ли останавливаться, например, в урдхва мукха шванасане больше, чем на одно дыхание?

Гуруджи: Только одно дыхание, вдох на одном дыхании, выдох. Вдох, выдох на одном дыхании. Вдох 10 секунд или 15 секунд, затем выдох тоже 10 секунд или 15 секунд. Это 10 раз я говорю, вы не понимаете!

Вопрос: Яссин спрашивает, можно ли ему оставаться дольше в курмасане или в прогибах. Вы даете время что-то около 10 дыханий для курмасаны. Вы даете 3 раз по 5 дыханий для урдхва дханурасаны. Яссин спрашивает, может ли он оставаться подольше. Он хочет оставаться подольше иногда.

Гуруджи: Я говорю: все асаны, что ты делаешь, сколько у тебя силы, столько и делай их. Долгое время он делает, 100 асан ты делаешь – 1 асана безупречна. Долгое время сидя во всех асанах он проводит, ты в одной сделай 10 дыханий или 15 дыханий. Ты считай их. Практикуй, вот и все. Ты долгое время сидишь, курмасана долгое время, 3 часа возможно. Одна асана безупречна, выполняемая 3 часа. Теперь практикуй столько, насколько хватит твоей силы. С этим нет проблем. Ваша сила на 10 дыханий возможна, делай 10 дыханий, на 15 дыханий возможна, делай 15 дыханий. 100 дыханий возможна, делай 100. 5 возможна, делай 5. Практикуй, вот и все. Я говорю лишь для практики. Добейся полной безукоризненности. Асана, одна асана сиддхи (совершенство), ты делай 100 асан, одна асана приходит, одна асана безукоризненно приходит. Это реально.

Sthirasukhamāsanam (ЙС 2.46)

Sthira означает совершенная. Sukha означает счастье. Поза, в которой ты сидишь и очень счастлив, не приносящая никакой боли – это Stira Sukham. Это называетсвя асаной. Ты можешь понять.

… одна асана совершенна, совершенна, совершенна. Есть одна связь от одной асаны к другой асане. Связь там есть. Те асаны, что ты делаешь, все. Одна за одной. Одну за одной, все совершенствуй. После делай прогибы. Это асаны на прогиб. Асаны Первой Серии – не много прогибов идет – знаешь! В Средней Серии асаны по чуть-чуть начинаются: уштрасана, лагхуваджрасана, капотасана.

После того, как эти очень совершенные, принимайся за продвинутые позы. Продвинутые позы включают больше асан на прогиб: трианг мукха уттанасана, падангуштха дханурасана, эка пада раджа капотасана, раджа капотасана, все они асаны на прогиб. Есть продвинутые позы, идущие дальше, больше асан на прогиб. Но к тому времени одну за одной делай, после нет проблем.

Сперва ты пробуй Начальную. “О, мое тело гнется! Вот, почему я буду делать прогибы. Я возьмусь только за прогибы, полностью одни прогибы. Так то оно лучше проработается”. (моя спина гибкая, так что я буду делать упор на прогибы в своей практике). После начинается болезненность (ты становишься нездоровым, чувствовать недомогание). Ты не ходишь также! Многие люди страдают от такого.

Вот, возьмем Гари. Я расскажу один пример. Гари Лаподота. Гари брал книгу. Книгу Айенгара. Из этой книги он полностью брал практику. После этого он стал моим студентом. Да, я говорю, я не знаю этого человека очень, о, очень хорошо. После Начальная, Средняя и начинается боль в спине, теперь тоже страдает. “Что ты делал? – Скажи мне правду”. Я говорю (спрашиваю) однажды. “О, я занимался, глядя в ту книгу и делал все прогибы…”

Полностью, ты делай Начальную! После принимайся за Среднюю. Отточи ее. После принимайся за Продвинутую и отточи ее. Никаких недомоганий больше. Также возможно жить долго. Это метод.

Вот почему он говорит, все шастры, йога шастры. Одна за одной делайте. Только одна асана, затем еще одна асана. Связь там. Без связи разрушено…

Я наблюдаю сейчас за одним студентом. Этот студент занимается практикой йоги, этот студент делал прогибы – он делал прогибы. Прогибы делал, после положил свою спину здесь, супта уттана шалабхасана. Сделал он трианг мукха уттанасану. Серж преподает: после того, как я посмотрю позы Первой Серии. Этот человек баддха конасану, упавишта конасану не довел до совершенства. (Колени) смотрят совсем вверх. Этот человек однажды пришел сюда. После , нет класса. На класс не приходит. В один день я смотрю здесь – после здесь тоже не приходит. Где этот студент? Я не понимаю. Я смотрю – о, да, страдает больше. Страдает от большего числа заболеваний после 40 лет.

О БОЛЕЗНЯХ

Вопрос: Жан Клод спрашивает, согласны ли вы поговорить о болезнях и йоге?

Гуруджи: Я говорил в один из дней, начинал эту тему. Есть 2 типа болезней. Один, который приходит всегда, другой тип болезни (хроническое заболевание).

Некоторые люди страдают от иного типа болезни… сейчас боль в животе приходит, после как-то лихорадит, это называют брюшным тифом, наступает. После головная боль приходит. Это обычная болезнь. Некоторые врачи, не знающие метода, делают уколы. О, болезнь? Я сделаю тебе уколы. Уколы сделаны. Эта болезнь снова возвращается и приходит.

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Беседы с Паттабхи Джойсом (1991 и 1998) / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)