ШРИ К. ПАТТАБХИ ДЖОЙС И ИНСТИТУТ ИССЛЕДОВАНИЯ АШТАНГА ЙОГИ

Александр Медин
Шри К. Паттабхи Джойс стал известен в мире Йоги, но как и его учитель
Кришнамачарья, в основном благодаря своим ученикам, которые привлекли
внимание к его персоне, ссылаясь на то, от кого они получили эту
практику. Паттабхи Джойс, сейчас в возрасте 92 лет, обучает йоге
уже 70 лет, но главным образом в последние десять лет мир узнал
о нем, так как все его западные ученики начали распространять его
учение в различных частях света. Сегодня вполне нормально, что более
200 иностранцев выстраиваются у его дома каждый месяц, чтобы обучаться
конкретному стилю Йоги, которому он учит. В любом его путешествии
по миру он получает внимания не меньше, чем какая-нибудь современная
рок-звезда, и сотни людей с готовностью записываются на его простые
курсы, куда бы он ни поехал. И хотя история жизни Паттабхи Джойса
усеяна трудностями и нуждой, страданиями и трагедиями, он никогда
не терял веры в Йогу и в метод, который он распространял. Когда
в течение 37 лет он обучал Йоге в Санскритском Колледже в Мастере,
он был самым низкооплачиваемым из учителей и у него не было возможности
содержать свою семью без приработка на стороне. Однако благодаря
щедрой поддержке местных жителей, Паттабхи Джойс мог продолжать
концентрироваться на своем обучении Йоге, и сумел, тем самым, посвятить
свою жизнь усовершенствованию наставлений, которые он получил от
своего гуру, Тирумалай Кришнамачарьи.

Паттабхи Джойс также был одним из первых учеников Кришнамачарьи.
Впервые они повстречались в Хасане, Карнатака в 1927 году, где Кришнамачарья
совершал демонстрацию Йоги в Джубили Холле. Паттабхи Джойс был настолько
поражен тем, что увидел, что на следующий же день он подошел к Кришнамачарье
за наставлением. И хотя спустя несколько месяцев Кришнамачарья оставил
его практиковать самостоятельно, их отношениям гуру-ученик суждено
было продолжаться около 30 лет. В течение этого периода Паттабхи
Джойсу крайне повезло обучаться асане, пранаяме и различным аспектам
индийской философии у Т. Кришнамачарьи, иными словами у "Дедушки
современной Йоги".

В возрасте 15 лет Паттабхи Джойс был серьезно увлечен занятиями
Йогой и изучением санскрита и желал углублять эти знания, и поэтому
он сбежал из дома и покинул свою родную деревню, чтобы тайно просить
о приеме в Санскритский Колледж Махараджи в Мастере. Там он вновь
воссоединился с Кришнамачарьей, и их тесные взаимоотношения продолжались
до тех пор, пока в итоге Кришнамачарья не уехал в Мадрас в 1953.

Паттабхи Джойс родился на Гуру Пурниму (день полнолуния в месяц
Гуру, который обычно выпадает на июль) в 1915 году в деревне Каушика,
вблизи Хассана, в штате Карнатака. С момента его первого прибытия
в Мастер он проходил через всё более растущие трудности. В городе
у него не было ни друзей, ни родственников, и ему пришлось просить
еду в качестве милостыни в течение первых нескольких лет пребывания
там. Благодаря его небольшим познаниям в Йоге фортуна, в конце концов,
оказалась к нему благосклонна, и он начал проводить демонстрации
Йоги в Колледже, и кроме того посещать дом Махараджи. В итоге Паттабхи
Джойс получил должность Учителя Йоги для занимающихся в Санскритском
Колледже в 1937 году. Он оставался на этом посту до 1973. Будучи
преподавателем он также имел возможность заниматься своим собственным
обучением и получил степень Видвана (эквивалентную западной степени
Магистра гуманитарных наук) по Веданте от этого самого колледжа.

Паттабхи Джойс утверждает, что стиль Йоги, которому он обучает,
в точности такой, каким его обучил Кришнамачарья. Он открыто признает,
что уточнил и усовершенствовал некоторые из последовательностей
поз, данных ему Кришнамачарьей, и сгруппировал их в более ясное,
систематизированное развитие последовательности. Это по его словам
произошло после многих лет личного наблюдения и опыта из практики,
и с целью способствовать большему раскрытию тела и прокладыванию
пути к более целостному переживанию Йоги. Особенностью метода Аштанга
Йоги, обучаемого Паттабхи Джойсом, является то, что ученик постепенно
проходит через набор последовательностей шаг за шагом. Каждый ученик
вначале обучается приветствиям солнца, которые по заявлению Паттабхи
Джойса представляют собой самое основание или фундамент практики.
Затем постепенно ученика знакомят с новыми позами, но только если
он демонстрирует некоторый уровень мастерства в базовых движениях
того, что он уже изучил. Паттабхи Джойс категорично утверждает,
что представляемый им метод, понемногу будет пробуждать все большую
восприимчивость к духу изнутри, но начальные шаги в первую очередь
направлены на очищение тела от его физических дисбалансов. Далее
он заявляет, что метод не принесет никакой пользы выполняющим сложные
позы, только если их тело/ум/нервная система не были должным образом
к этому подготовлены. Каждого начинающего поэтому сперва знакомят
с базовыми компонентами практики, включающими в себя приветствия
солнца и стоячие позы. Это совершается с целью подготовить тело
к сидячим (асанам), следующим далее. Что еще более существенно в
такой форме практики так это то, что в начале она может оказаться
крайне требовательной физически, потому что может вырабатываться
внутренний жар, и практикующий может быть в равной степени подвержен
обильному потоотделению. Это обычно происходит на ранних этапах
и предназначено служить в качестве очищающего механизма для тела/ума/нервной
системы, чтобы освободиться от дисбалансов изнутри и постепенно
пробудить тело и ум для большей восприимчивости Йоги. Эта форма
упражнений общепризнанно требует самого большого напряжения физических
сил среди всех современных школ Йоги, но Паттабхи Джойс утверждает,
что цель лежит не в физическом, а в духовном плане, и что человеку
не нужно быть спортсменом для практики этого метода, но при этом
возросшая сила и гибкость станут естественным результатом, которые
последуют.

Согласно этой системе имеется шесть разных последовательностей
поз, которые человек может изучать, также известных как "серии".
В каждой содержится порядка 25 асан. Лишь небольшое число людей
в мире способно выполнять дальше третьего уровня, и мало кто пробовал
какие-либо из дальнейших последовательностей, включающих в себя
продвинутые акробатические упражнения с глубокими прогибами, скрутками
и интенсивными растяжками, которые оказывают радикальное воздействие
на органы и тело/ум/нервную систему. Политика Института Исследования
Аштанга Йоги (ИИАЙ), где Паттабхи Джойс является директором, состоит
в медленном и постепенном взращивании способностей каждого ученика.
Поэтому никого не обучают продвинутым позам, пока они не имеют за
плечами минимум 3-5 лет интенсивной и регулярной практики и не демонстрируют
разумный уровень постоянства и преданности. Заключительная и предпоследняя
последовательности находятся под покровом тайны, особенно последняя,
и только один из живущих в мире ознакомлен с нею – Шарат Рангасвами,
внук Паттабхи Джойса. По слухам некоторые из "упражнений"
там включают остановку вашего собственного сердцебиения и другие
экстремальные уровни физического контроля как над мышцами, так и
над внутренними органами.

Эти продвинутые упражнения, конечно, крайне далеки от того, чему
обычно учат в оздоровительных клубах, фитнес центрах и йога студиях
по всему миру, но что интересно, очень многое в "Пауэр Йоге"
и в других стилях "Фитнес Йоги", которые неожиданно расцвели
в спортзалах и оздоровительных клубах по всему миру около 10-30
лет назад, имеет свои корни в Начальной Серии, первой последовательности,
обучаемой в ИИАЙ. Эта серия, известная как Йога Чикитса (Йога для
Здоровья) на санскрите, стремится выровнять и сбалансировать грубое
физическое тело сперва за счет способствования пробуждению большего
здоровья, а затем повышая поток энергии через тело благодаря раскрытию
застойных областей в лодыжках, коленях, тазобедренных суставах и
позвоночнике для лучшей циркуляции и самочувствия.

Вторая Серия, Нади Шодхана (Очищающая Нервы) прорабатывает глубже,
пытаясь создать больше длины в позвоночнике и еще больше укрепляя
органы. Здесь мы встречаем много поз на раскрытие спины, скрутки,
последовательность ног-за-головой, простые балансы на руках, еще
скрутки, за которыми в конце следуют вариации стойки на голове,
чтобы уравновесить новый поток энергии в центральной оси и увеличить
ток крови к мозгу.<

Последние четыре серии - Продвинутая A, B, C и D последовательности
- на санскрите зовутся Стхира Бхага (Концентрируя Силу). Эти позы
нацелены на то, чтобы сосредоточить тело/ум/нервную систему и привести
их в большую устойчивость изнутри, но к этим позам следует приступать
только после многих лет практики. Без прочного укоренения в практике,
проще причинить больше вреда, чем пользы телу/уму/нервной системе
от исключительной интенсивности поз. Эта последовательность также
зовется последовательностью "Риши", так как в ней можно
встретить множество имен знаменитых мудрецов Вед. Последовательности
А и В состоят из поз нарастающей сложности, типа вариаций ноги-за-головой,
напряженных балансов на руках, скруток и глубоких, интенсивных прогибов.
Среднее количество времени для завершения каждой последовательности
колеблется обычно от двух до трех лет минимум. Некоторые занимающиеся
никогда не пытаются идти дальше Начальной Серии, но вот что похоже
объединяет всех практикующих, так это их любовь к практике и воплощение
лучшего здоровья и самочувствия, которое как будто энергично сияет
через их кожу и глаза, и ясно читается по их лицам.
Как и все нормальные люди в целом, практикующие этот метод могут
обзаводиться разными пороками или привязанностями, когда они вначале
приходя к практике. Однако для большинства это обычно нейтрализуется
возросшим уровнем восприимчивости к большему источнику бытия изнутри
- когда человек замечает отблеск этой "внутренней сущности",
все внешнее чувственное восприятие и раздражители кажутся скучными
и тусклыми по сравнению с ним. Паттабхи Джойс побуждает своих учеников
обращать больше внимания на эту внутреннюю восприимчивость "сущности"
в вопросах питания, здоровья и пр. "Найдите то, что работает
для вас", говорит он. "Очищенное тело естественным образом
знает, что для него хорошо! Прислушивайтесь изнутри и вы постепенно
сможете узнать, что для вас хорошо, а что менее полезно". Важной
особенностью этих простых упражнений является то, что люди, безусловно,
улучшают свое здоровье и самочувствие, но похоже они также находят
новый подход к жизни, который включает в себя большую восприимчивость
к чему-то внутренне глубокому. Для всех, кто думал, что этот метод
имеет дело только с выстраиванием нового тела - укрепленного, приведенного
в форму и хорошо сложенного, подобно греческому богу - незамедлительный
ответ Паттабхи Джойса был таков:

"Йога - не физическая, очень неверно. Хатха Йога несомненно
может использоваться лишь в качестве внешних упражнений, но это
не является высшей пользой Йоги. Йога может идти очень глубоко,
глубоко и затронуть душу человека. Когда Йога выполняется правильно,
долгий период времени, нервная система очищена, и так же и ум. Когда
вы делаете асану правильно, долгое время, пратьяхара, дхарана и
дхьяна естественным путем становятся более укорененными, а затем
приходит лучшая ясность ума и возросшая восприимчивость себя".
(Из интервью журналу "Намарупа", "3 Гуру", осень
2004).

Многие люди даже критикуют учение Паттабхи Джойса, называя их упражнениями
аэробики. Однако послание Паттабхи Джойса своим ученикам очень четкое
и недвусмысленное: "Практикуйте, практикуйте, и все придет!"
Под этим утверждением он подразумевает, что для того, чтобы произошло
большее переживание Йоги, "практикуйте" важно, и без "практикуйте"
почти невозможно проникнуть в большее понимание Йоги. Более значительную
суть Йоги сложно определить в имени и форме, но правильная практика
и метод могут пробудить нашу восприимчивость к этой внутренней сущности;
поэтому мы можем добиться опыта того, как она живет и наблюдает
все движения тела/ума/органов чувств, вместо того, чтобы быть просто
поглощенными ими. Паттабхи Джойс непоколебимо верит, что правильная
практика асан имеет решающее значение в этом процессе, потому что
наше тело и ум работают в соответствии со своими собственными неизменными
шаблонами, и самым простым способом избавиться от этого влияния
будет стойкая практика, которая освободит наслоения напряжения изнутри
и поспособствует возросшему уровню внутренней ясности, здоровья
и свободы. Никто не утверждает, что этот процесс легок, но для тех,
кто остается стоек в своей практике, неизбежно придет возросшая
внутренняя восприимчивость, которая принесет дальнейшие награды.
Можно, конечно, поспорить с уместностью этого предложения, но весьма
любопытно наблюдать растущее число людей, стекающихся к этой практике
по всему миру. Так что все-таки можно надежно заключить, что имеются
определенные выгоды - как духовные, так и физические.

Сам Паттабхи Джойс не очень то говорлив. И хотя он - традиционно
обученный Пандит, он не слишком стремится излагать свои взгляды
на Йогу широким массам. Он неоднократно повторяет, что для переживания
более глубокого смысла Йоги требуется много времени, и он часто
сообщает нам, что нет никаких "быстрых успехов". Его единственная
книга, "Йога Мала" (издана на Каннада в 1956 году, впервые
переведена на английский в 1999), остается его единственной публикацией
после "Сурья Намаскара" (небольшой буклет о важности приветствий
солнца, опубликованный в 2005 году). Вероятно его самое известное
выражение, которое резюмирует традицию, звучит так: "Аштанга
Йога - 1% теории и 99% практики". "Гуруджи", как
Паттабхи Джойса с любовью называют ученики, не проводит никаких
курсов обучения учителей или продвинутых семинаров для своих учеников.
Его единственное требование заключается в том, чтобы люди практиковали
и стремились правильно изучить метод, которому он обучает. Тогда
после лет практики, если ученики демонстрируют возросшее умение
и улучшившееся понимание того, чему их обучали, он может в итоге
дать им свое благословление на преподавание. Лишь около 150 человек
в мире получили эту так называемую "Авторизацию", и все
же еще тысячи людей преподают его метод по всему миру. Всем тем,
кто наживается на его методе без правильного обучения, Паттабхи
Джойс лишь улыбается и говорит: "Пускай там будет другой преподаватель,
но я надеюсь, что его ученики, в конце концов, однажды получат то,
что заслуживают!"

Будучи ортодоксальным Брамином и последователем традиции Адвайты,
впервые проповедованной Шри Шанкарачарьей, для Паттабхи Джойса крайне
важна подлинность и правильное ответственное отношение к изучению
традиции. Он демонстрирует непоколебимую веру в учения Вед: "Все
там", он говорит - "Мы лишь должны вновь обрести понимание
внутри наших собственных умов. Тогда мы сможем по-настоящему понять
величие наших предков". В самом деле, сложно спорить о подлинности
метода Йоги, которому он обучает, но стоит отметить, что метод его
обучения очень похож на то, чему его научил Кришнамачарья во время
своего пребывания в Мастере. БКС Айенгар, а также публикации Кришнамачарья
Йога Мандирам (KYM), подтверждают, что Кришнамачарья занимался сходным
стилем обучения в этот период. Являются ли эти позы теми же, что
Рама Мохан Брахмачари научил Кришнамачарью, остается открытым для
обсуждения вопросом, но тщательное исследование сведений о местонахождении
Йога Корунты обязательно прольет новый свет на истоки этой традиции.
Но достаточно сказать, что эта физическая практика Йоги пробудила
новый всплеск интереса к предмету Йоги по всему миру. Фактическое
влияние практики и эффект, который она оказывает на различных практикующих,
нужно изучать каждому для себя, но кажется очевидным, что эта конкретная
практика заставляет людей относиться к Йоге новым, иным образом.
Согласно Паттабхи Джойсу, она никогда действительно не имела дела
с физическим телом, а скорее с внутренним воспринимающим все это,
который постепенно освобождается и в процессе становится более проявлен.

Паттабхи Джойс подражает Патанджали, когда называет свою систему
"Аштанга Йога". Во второй главе Йога Сутр Патанджали,
"Садхана Пада", мы сначала находим упоминание этого названия,
Ашта-анга, "восемь ветвей", в качестве восьми практических
комплексных шагов, ведущих к большему постепенному пробуждению Йоги
вплоть до финального превосходного состояния Самадхи. Паттабхи Джойс,
однако, часто заявляет, что самая сущность Йоги должна быть чем-то
большим, чем теоретическое знание: оно должно выйти за его пределы,
превзойти его, и для этого мы полагаемся на практический опыт, чтобы
интегрировать наше осознание во что-то более существенное и реальное,
чем просто мысль. И поэтому он всегда легко и как бы устало посмеивается,
когда люди становятся слишком увлечены проецированием своих различных
представлений на Йогу, не создав должного основания для ее принятия.
"Практика требует времени", - он часто повторяет, но дальше
продолжает: "Когда вы переживете ее сами, вы поймете, что она
реальна". И поэтому он воздерживается от изложения излишних
философских доводов о релевантности этой практики, а скорее живет
по максимуме: "Практикуйте, практикуйте, и все придет!"
Однако в любой момент, если мы потребуем от него более ясного изложения
его взглядов на предмет Йоги, на то, что такое практика, и для чего
она в действительности, он всегда готов поделиться своим твердым
убеждением:

"Практика асан и пранаяма заключаются в обучении контролировать
тело и чувства, чтобы внутренний свет мог выйти наружу. Этот свет
одинаков для всего мира и для человека возможно испытать этот свет,
свое собственное "Я" через корректную практику Йоги. Это
естественный результат хорошей практики и человек постепенно научится
контролировать ум, потому что он в итоге придет к переживанию самой
опоры ума. Но ум несомненно очень трудно контролировать, но все
становится возможным с правильной практикой. Поэтому нам следует
в первую и главную очередь практиковать, практиковать, практиковать,
чтобы пришло сколько-нибудь настоящее понимание Йоги. Тогда, в конце
концов, мы сумеем разрушить неизменные шаблоны ума и почувствовать
на порядок большую опору, лежащую в основе всего этого. Философия,
конечно, важна, но если она не связана и не укоренена в истине и
в практичности, зачем она вообще нужна? Одни лишь бесконечные разговоры
истощают наши умы! Практика - это основа для реального понимания
философии. Если вещи не стали практическими и мы не можем их пережить,
какой тогда от них толк? "Йога хинам катхам мокшам бхавати
друвам". Без Йоги (практического опыта), как вообще стремление
к освобождению может быть возможно?" (Журнал "Намарупа",
2004)

Из вышесказанного очевидно, что так называемый метод Аштанга Йоги,
продвигаемый Паттабхи Джойсом, является вопрошанием, исследованием
сущности "Я" и самого основания нашего существа, а не
просто физическими упражнения фитнеса. Действительное применение
и ценность этого конкретного метода, конечно, открыты для больших
обсуждений, но, на самом деле, сложно получить доступ к реальной
значимости того, что он говорит, без должного отношения к практике
в течение какого-то времени, чтобы испытать на себе ее действительное
влияние. Видя растущий интерес к этой практике по всему миру, мы
можем безопасно заключить, что эта конкретная практика совершает
с человеком что-то, что, похоже, превосходит простое желание быть
в форме и обладать большей гибкостью. Она скорее даже создает больше
пространства и больше осознанности изнутри для этой самой жизненной
силы, находящейся в нас. И если вдуматься, то это очень даже может
благоприятствовать правильной интеграции в Йогу.

Александр Медин 2008
Перевод: Дмитрий Барышников

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал. / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)