Хорошая и откровенная статья от преподавателя виньяса-йоги, практикующего Аштангу. В оригинале перечисляются 5 пунктов-советов, но в контексте Аштанги нам интересен только самый первый из них, зато и самый значимый.
И хотя столь редкое явление – вдохновляющий и обладающий хорошей интуицией учитель – чаще всего рождается именно так, можно научиться тому, как преподавать хорошо, но только через терпение, упорство и чертовски громадный, офигенный запас мужества.
Желание учить вполне понятно; все практикующие продолжают заниматься, так как в свое время были вдохновлены своим учителем. Этот учитель оставил такой отпечаток, что преподавание стало казаться конечной целью. Но позвольте мне притормозить вас здесь: вы, правда, хотите преподавать? То есть, конечно, вдохновлять других – замечательная, дающая удовлетворение цель.
Но это требует уйму работы и чертовски много жертв. Мне бы никогда не пришло в голову никого отговаривать, но давайте взглянем на преподавание йоги без прикрас.
Первое и самое-самое важное: у вас должна быть ваша личная, независимая практика. Должна быть. Правда. Вы не можете использовать свой класс в качестве своей практики. Отчего же? Оттого, что вы и не ведете, и не обучаете класс, когда даете своему телу полноценно выражать себя на коврике.
А что если вы пытаетесь объединить и то, и другое? Свое преподавание и свою практику? Вы «сгорите». Вы будете обижаться на своих студентов за то, что они отнимают время у вашей практики; вы будете уставшим, разражительным и вспыльчивым. Даже когда вам кажется, что вы скрываете это? Нет, не скрываете.
Пусть у вас будет ежедневная практика. Пусть у вас будет свой собственный учитель, даже если вы видите его раз в год. Всегда будьте студентом. Формально, вы можете обучать тому, чего не испытали сами, но хорошо это у вас не получится (и вы, действительно, будете обучать этому формально, технически). До тех пор, пока вы не изведали, как движется ваше собственное тело, как оно меняется изо дня в день, вы не сумеете этого прочувствовать (образно выражаясь) в телах своих студентов. Совершайте находки каждый день; вставайте на свой коврик каждый день (даже когда совсем-совсем не хочется).
Ах да, и один день в неделю берите выходной – выходной от преподавания и практики.