Боль – предвестник перемен

Если бы перемены давались легко, не было бы необходимости в духовной практике. Чаще всего самые впечатляющие отзывы о йоге оставляют люди, которые изменились сами и радикально изменили свою жизнь, абсолютно переделав себя в том, что было им наиболее присуще. Хотя многие поверхностно оценивают йогу, в Индии взгляд на йогу прямо противоположный: йога оказывает колоссальное воздействие на многих уровнях, не только на физическом. Всей своей целостностью йога открывает перед практикующими новые задачи в умственном, эмоциональном и духовном плане. Многие понимают, что работа, отношения или повседневная рутина, в действительности, далеко не позитивно сказываются на состоянии человека. В процессе отказа от того, что не приносит пользы, часто приходит страдание. Ликование и сопровождающая его свобода, по определению, не могут появиться без преодоления трудностей.

Боль многолика

Семантика часто ограничивает дискуссии о значении боли. В действительности, же болей, так как многие ощущения можно назвать «болезненными». Кроме того, слова «травма» и «боль» часто взаимозаменяемы в употреблении, несмотря на то, что для более четкого понимания различие крайне существенно. Успех в беззаботное время воспринимается естественно, тем не менее, жизнь приносит и трудности. По сути, обучение любой практике состоит из моментов, которые не всегда приятны, даже если результаты являются таковыми. Обретение мастерства, как в спорте или механическом, так и в музыке или творческом, пробуждает некоторое чувство разочарования и неудовлетворенности. Любой участник Олимпийских игр подтвердит, что работа с полной самоотдачей не всегда приносят удовольствие. Обретение самообладания через занятия йогой и медитацией не являются исключением. Помимо того, что практикующие не всегда получают удовольствие на занятиях, они также часто сталкиваются с ощущениями боли и страха в процессе трансформации. И не только на физическом, но и на умственном, эмоциональном и духовном уровнях. Более того, во многих случаях боль возникает не просто из-за какого-то происшествия в прошлом, а даже от одной только мысли о ней или подозрении на возможность боли. Другими словами, физическая боль сильно напоминает страх или расстройство от неудовлетворенности, которые являются типами ментальной боли.

В зависимости от определения понятия “боли” фраза «нет боли, нет достижений» [русский аналог «под лежачий камень вода не течет»] может быть суровой правдой или опасным заблуждением. Боль, которую не сдерживают и не смягчают за счет внимательного и заботливого отношения, не будет предшествовать здоровой трансформации – это опасное заблуждение. В то же время боль, возникающая от встречи с новыми вызовами и конструктивного их принятия, служит интенсивному росту – суровая правда для тех, кто желает избежать растущей боли. Более подходящим описательным вариантом может стать фраза «нет роста в комфорте, нет комфорта в росте».

Асана расширяет возможности тела в плане растяжки мышц и диапазона подвижности суставов. Следовательно, многие западные учителя йоги очень щепетильны в вопросах боли. (Опять же проблема, возможно, возникает из-за семантических трудностей в определении «травмы» и «боли».) В начале эта осознанность встает в один ряд с ахимсой (ненасилием), первой из ям (этических ограничений). Однако многие учителя йоги как образно, так и буквально перестраховывают учеников в прогибах, чтобы защитить их от любого дискомфорта, далеко выходя за рамки травмобезопасности. Подобное поведение может легко привести к ошибочному суждению, что все формы йоги должны приносить удовольствие. Из такой логики сразу следует, что боль или дискомфорт показывают, что практика выполняется неправильно. Опять же разные типы боли имеют разную значимость. Нужно обращать внимание на глубокое интуитивное чувство, подсказывающее, что что-то может навредить.  Тем не менее, в «Йога Сутрах» неоднократно подчеркивается, что ум способен и будет притворяться интуицией. Это может проявляться в разного вида болевых эмоциях, таких как страх, дискомфорт или неуверенность. Признание данной тенденции способствует более полному пониманию, то есть иногда переживание боли может указывать на то, что практика выполняется правильно.

Нераспознанный дар

Как и многие точки зрения на практику, наше противостояние деятельности боли словно в зеркале показывает, как мы ведем свою жизнь. Рассматривая болезненные моменты в практике йоги как возможность обучения и роста, можно воспринимать боль как служителя, а не карателя или продлевающего страдания. Жизнь приносит боль и будет продолжать в том же духе, пока мы не усвоим ее уроки лучше. Следуя этой логике, чтобы двигаться через боль, вместо попыток избегать ее, мы неминуемо испытываем боль. Однако в этом случае мы также получаем рост в подарок. Как говорил Халиль Джибран: «Мы сами выбираем большую часть своей боли. Это – горькое лекарство, которым внутренний врач лечит ваше больное Я». Практика йоги, встречающаяся лицом к лицу с этой болью, созидательно проходящая через нее, позволяет постичь более глубокие уровни знания и трансцендентности, катарсиса и исцеления.

В таком контексте боль может приветствоваться через принятие. Как объясняет психолог Кларисса Пинкола Эстес, юнгинианский психоаналитик, мы начинаем учиться, когда боль становиться осознанной. Развиваться в неблагоприятных условиях гораздо труднее, чем избегать их вообще. Жизнь или практика, выстроенные по принципу уклонения от боли, подразумевают не только избежание трудностей, но и утрату потенциала роста. В целеустремленной практике йоги встречаются моменты боли во многих ее проявлениях и с разной степенью интенсивности. Какая-то поза может вызывать боль или страх, или фрустрацию. Можно испугаться, если столкнуться со всей практикой в целом. Вне зависимости от ситуации состоявшаяся практика йоги учит осознанности, необходимой, чтобы превозмочь склонность избегать множество аспектов боли. Вместо этого мы более объективно наблюдаем за чувствами и реакциями. Отстраняясь, так сказать, от обусловленных умом реакций на боль, мы можем узнать более конструктивные методы восприятия боли не только в практике, но в любой ситуации.

Перевод: Олеся Пыршева

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Боль – предвестник перемен / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)