Пожиная плоды Средней серии — Общие указания


Уже знакомый нам по статьям Ширшасана, Проброс с прямыми ногами, Виньяса, Грегор Майеле теперь излагает свое видение второй серии Аштанга йоги, Средней Серии или Нади Шодханы.

В этой книге представлен большой объем информации, чтобы помочь создать у практикующего более широкий контекст, в котором займет свое место его практика поз Средней Серии. Я верю, что все многообразие элементов этого контекста, начиная с признания древних корней Аштанга Виньяса Йоги и заканчивая особенностями анатомии подвздошно-крестцового сочленения, важно и необходимо – не только для улучшения своей практики, но также и для получения как можно большего из того, что может предложить Средняя Серия. Так как эти элементы одновременно многочисленны и разнообразны, в этой главе я предлагаю легкоусвояемый конспект того, какие, на мой взгляд, самые важные моменты представлены в последующих главах, выраженные в виде практических указаний.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Помните о Высшей Цели Йоги

Занимаясь практикой поз, не забывайте о том факте, что йога была создана для помощи вам в процессе осознания того, что вы – бесконечное сознание (иногда называемое душой или духом), а не тело. Несмотря на то, что вы практикуете методы одной из многих школ Карма Йоги, вы движетесь к достижению тех же целей, что и древняя Джняна Йога. Придерживайтесь методов «мгновенного или текущего просветления», если вы тяготеете к ним. Если они не окажутся успешными, вы всегда можете вернуться к структурированной практике Карма/Аштанга Йоги. Выполняйте позы с почтительным и сердечным отношением. Не смотрите на Среднюю Серию, как на причудливую комбинацию растяжек. Видьте в ней священный танец, который существовал в своем вечном совершенстве задолго до того, как древний провидец Вамана узрел его в самадхи. Практикуйте ее, как называл это Патанджали, с «добрым отношением», отношением преданности. Это означает выражение благодарности Высшей Сущности за то, что она обучила йоге; это означает практику с отношением дарования и служения, а не ради личной выгоды. Двигайте свое тело так, чтобы это возносило хвалу аспекту Божественного, которому вы поклоняетесь. Практиковать Аштанга Виньяса Йогу значит молиться в движении.

Если у вас нет объекта поклонения, но вы открыты мысленному образу, идее, тогда используйте мифологические описания названий поз совместно с дальнейшим изучением Шастр (писаний), чтобы отыскать своего иштадевата, свою собственную частоту для связи с Высшей Сущностью. Помните, что индийские писания сходятся во взглядах на такой момент: «Есть только один Бог». Разные культуры и индивидуумы описывали Единого по-разному из-за различного устройства. Все пути к Божественному равно пригодны.

Чтобы отыскать своего иштадевата и углубить свою практику, изучайте шастры. Если вы человек мистического устройства, изучайте Упанишады. Если вы обладаете интеллектуально-философским складом ума, Сутры будут наиболее подходящим набором писаний. Если вы обладаете набожно-эмоциональной склонностью, изучайте Тантры. Если вы преподаватель йоги, изучайте все эти писания, чтобы вы могли учесть различные предрасположенности своих студентов.

Не чувствуйте себя выше других от того, что вы верите, что практикуемый вами вид Карма Йоги лучше, чем остальные. Каждая форма йоги подходит разным группам практикующих. Более того, различные стадии (бхумика) практики согласуются с разными уровнями годности (натренированности) среди практикующих.

Если вы практикуете с преданностью и самоотдачей, будьте открыты и готовы к схождению благодати.

Охватывайте Восемь Ветвей

Всегда знайте, что асана – лишь одна ветвь из восьми. Объединяйте свою практику асаны с четвертой, пятой и шестой ветвями, и думайте об этом, как о подготовке к седьмой ветви (медитации) и, в конце концов, восьмой (самадхи). Интегральная практика ветвей с 3 по 6 начинается с правильного выполнения Уджджайи пранаямы (техники четвертой ветви) во время практики асан. Это получает продолжение в уводе чувств (пратьяхара, пятая ветвь). Увод чувства зрения следованием предписанных дришти (точек концентрации). Увод чувства слуха слушанием звука своего собственного дыхания. Увод осязательного и кинестетического чувств концентрацией на проприоцепции, своем интуитивном осознании правильного расположения частей тела. Увод чувства обоняния включением Мула Бандхи (согласно Самкхье, философии, на которой основана йога), обоняние расположено в муладхара чакре, чакре земли. Смотрение на кончик носа задействует Мула Бандху, и Мула Бандха оттягивает чувство обоняния), и увод  вкусового ощущения включением Уддияна Бандхи (Уддияна Бандха, замок нижней части живота, связан с свадхистхана чакрой, чакрой нижней части живота. Согласно Самкхье, чувство вкуса расположено в свадхистхане, чакре воды).

Когда вы намеренно подключаете свой ум ко всему этому, не позволяя ему сбегать в будущее или прошлое, тогда ваш ум становится сконцентрированным, и вы достигаете дхараны (шестой ветви). Когда после надлежащей практики все происходит непрерывно и спонтанно, вы достигаете стадии дхьяны (медитации, седьмой ветви).

Помните, что самадхи, восьмая ветвь, бывает двух видов. Если ум настолько чист, могуч и собран, что объект медитации становится тождественен с представлением ума о нем, состояние называется предметным самадхи, или самадхи с объектом. Именно в этом состоянии Патанджали дал начало Йога Сутре, а Риши Вамана Йога Корунте. Когда, посредством всего вышеперечисленного, человек распознает себя в момент благодати как вечно пребывающим в истинном «я», бесконечном сознании, тогда состояние называется беспредметное самадхи, или самадхи без объекта.

Откройте для себя Санскрит

Каким бы ни был ваш родной язык помните, что он относится к вайкхарик (основанный на грубой, четвертой стадии развития звука). Отдайте дань уважения санскриту, которую он заслуживает, являясь мадхьямик (основанный на тонкой, третьей стадии развития звука) и мантрическим языком. Постарайтесь не оставлять без внимания мысль об изучении санскрита, и постепенно, как бы ни было медленно, собирайте инструментарий санскритских терминов. Медитируйте на священный слог Ом, первоисточник всех мантр, единственный пашьянтик (проявленный, вторая стадия развития звука) слог, звук, в который возвращаются все звуки.

Учитесь правильно произносить названия поз и все санскритские термины, непосредственно связанные с йогой. Помните, что вся материя, все знание и все звуки по существу – вибрационные паттерны (шабда). Правильная интонация при произнесении названия поз и санскритских слов будет изменять ваш мозг и порождать знание.

Изучайте Анатомию

Обстоятельно знайте и понимайте прикладную анатомию йоги и кинезиологию человеческого тела и то, как они связаны с каждой позой, которую вы выполняете. Полезно знать, какая мышца, где заканчивается и что делает. Когда вы собираетесь сделать позу, спросите себя, какие основные действия составляют позу? Какие мышцы мне нужно использовать концентрически или эксцентрически и изотонически или изометрически при ее выполнении? Какой задействован диапазон движения суставов и связок?

Большинство поз трудны для понимания и даже противоречат здравому смыслу (исходя из того, что осталось от интуиции у современного человека). Это означает, что если вы не пользуетесь чистым (доведенным почти до совершенства) методом и анализом, то вероятнее всего будете выполнять их некорректно. Человеческий ум обладает склонностью упрощать вещи и скорее всего будет говорить вам такие вещи, как сжимать вашу спину во время прогибов, когда в действительности должно выполняться противоположное. Имейте в виду два существенных и неотъемлемых закона практики поз:

1. Расширяйтесь одновременно во всех противоположных направлениях.

2. После входа в позу аннулируйте или инвертируйте каждое движение, которое привело вас в позу, за счет выполнения ему противоположного.

На следовании этим двум правилам зиждется способ движения через мир, не вызывая дисгармонии.

Дышите Внимательно

Не теряйте осознания того факта, что ваше дыхание ничто иное, как манифестация мантры Сохам, означающей «Я истинно ничто иное, как бесконечное сознание». Создавайте крепкий фундамент для своего дыхания во время практики асаны, за счет правильного использования Уддияна Бандхи: сжимайте только нижнюю часть брюшной стенки, а выше пупка оставляйте мягкость. Это позволяет диафрагме свободно двигаться вверх и вниз. Ограничение движения диафрагмы может вести к агрессивным, эгоистичным, амбициозным и тревожным чертам характера (первые три обычно результат глубоко скрытой тревожности). Не дышите только в грудную клетку или же наоборот только в живот; используйте корректный метод грудного-диафрагмального (торакодиафрагмального) дыхания.

Применяйте волны дыхания, чтобы глубже уходить в позах; то есть используйте грудное сгибание и поясничное выпрямление на вдохе, и грудное выпрямление и поясничное сгибание на выдохе. Дышите через все свое туловище, как если бы ваше дыхание было жидкостью, заполняя все даже самые скрытые полости и закутки свободной полости. Дайте всем движениям возможность рождаться из волн дыхания вместо того, чтобы позволять движению предшествовать, диктовать или задерживать дыхание.

Во время практики продолжайте помнить, что цель применения Уджджайи пранаямы вместе позами Средней Серии двояка: чтобы успокоить ум и стать в высокой степени центрированным за счет увода праны с поверхности тела к его кору, или ядру; а также, чтобы прийти к равновесию и гармонии за счет равномерного распределения праны между лунной (Ида) и солнечной (Пингала) частями системы Нади.

Помните, что конечный замысел всех дыхательных упражнений в том, чтобы направить прану в центральный канал (сушумна). Если прану заставить подниматься через чакры вверх к сахасраре (самая верхняя чакра на макушке головы), тогда Глубинная Реальность (Брахман) и Ишвара (Высшая Сущность) будут автоматически познаны и «увидены». Если вы не способны достичь мастерства в Средней Серии, тогда имеются альтернативные методы.

Дайте каждой позе произрастать из корня Мула Бандхи (корневого замка). С достижением мастерства в сжатии лобково-копчиковой мышцы во время практики, делайте Мула Бандху более тонкой; то есть переходите от мускульного сокращения к энергетическому, а в итоге и к мысленному.

Автор: Грегор Майеле

Перевод: Дмитрий Барышников

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Пожиная плоды Средней серии — Общие указания / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a

Вас может заинтересовать

(47) (3) (22) (15) (3) (8) (3) (5) (73) (17) (71) (4) (62) (31) (37) (3) (91) (21) (8) (1) (6) (16) (2) (1) (14) (1) (1) (31)