Нэнси Гилгофф: Аштанга Йога – как это было

Совсем немного было написано о раннем периоде развития аштанга йоги, когда первое поколение американских практиков аштанга йоги, таких как Нэнси Гилгофф и Дэвид Уильямс, учились у Гуруджи Шри K.Паттабхи Джойса.
Нэнси делилась своими воспоминаниями в частной переписке со своим другом, но, так как эта информация не личного характера и очень интересна всем практикующим аштанга йогу, Конн выложил ее в интернете для всеобщего ознакомления. Всем адептам аштанга йоги будет весьма интересно  узнать, как и чему  Нэнси обучалась в те времена. А точнее, как и каким образом учил аштанга йоге в то далекое время, отстоящее от нас практически на сорок лет, молодой еще Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойс.

Меня зовут Нэнси Гилгофф. Я хочу рассказать, как Гуруджи обучал меня первой и второй серии аштанга йоги во время моей первой поездки в Мастер в 1973 году. В ту поездку, когда мы с Дэвидом Уильямсом оставались в Мастере четыре месяца, у нас было по два занятия в день (каждый день, кроме субботы и лунных дней).

Во время моего первого класса Гуруджи учил меня делать Сурья Намаскар А, которое я повторила пять раз, а затем он сразу дал три завершающие позы – йога мудрасана, падмасана и толасана (сейчас эта поза в аштанге называется утплутихи – примечание ред.). Во время второго класса, который проходил в тот же день вечером, я выполняла пять Сурья Намаскар А, пять Сурья Намаскар В, плюс все те же три завершающих позы.

На самом деле, мы с Дэвидом понятия не имели, что существуют две отдельные серии до самого конца нашего четырехмесячного пребывания в шале у Гуруджи.

В следующий раз Гуруджи сказал мне делать по три подхода каждого варианта Сурья Намаскар, и в дальнейшем практиковать именно так, а затем он стал добавлять как минимум по две новые позы на каждом классе, но всегда в конце оставались те же три завершающие асаны.
Сначала, обучая меня позам стоя, Гуруджи не давал мне паривритта триконасану и паривритта паршваконасану, а также сразу после паршвоттанасаны выполнялась дандасана.

В позах сидя было минимальное количество виньяс, между сторонами виньяс вообще не было. Более того, виньяс не было между вариациями одной асаны, так, например, все варианты джану ширшасаны – A, B и C выполнялись вместе, один за другим (правая и левая сторона варианта А, правая и левая сторона варианта B и т.д.) только потом уже шла виньяса перед маричасаной. Тогда все вариации маричиасаны, А, В, С и D, выполнялись тоже вместе, без виньяс между сторонами или самими вариациями. Следующая виньяса появлялась только перед навасаной.
Баддха конасана, упавиштха конасана и супта конасана также были сгруппированы вместе и виньяс между ними не было.

Следующим цельным блоком шли убхайя падангуштхасана и урдхва мукха пашчимоттанасана – они составляли группу, без каких-либо виньяс между ними. Нас просто учили менять положение рук после убхайя падангуштхасаны, захватываясь глубже в урдхва мукха пашчимоттанасане.
После того, как в выполнении основного блока асан мы добрались до сетубандхасаны, Гуруджи добавил нам после них утхита хаста падангуштхасану и ардха баддха падмоттанасану – но позже он поместил их в последовательность поз стоя после паршвоттанасаны (в те времена уткатасана и вирабхадрасана еще не входили в первую серию, так же как и не было, о чем я уже говорила раньше, паривритта триконасаны и паривритта паршваконасаны, все эти асаны были добавлены в блок поз стоя первой серии позднее).

После того, как уттхита хаста падангуштхасана и ардха баддха падмоттанасана заняли свое постоянное место в последовательности поз стоя, сетубандхасана стала последней позой первой серии, после нее сразу шла пашасана – первая асана из второй серии.

На самом деле, мы с Дэвидом понятия не имели, что существуют две отдельные серии до самого конца нашего четырехмесячного пребывания в шале у Гуруджи. Лишь когда мы уже уезжали, он дал нам лист бумаги со списком поз, которые были  сгруппированы в четыре последовательности – Primary, Intermediate, Advanced A и Advanced B. Он сказал нам практиковать одну серию в день и только один раз в день. Пока мы находились в Мастере, за первые два месяца мы изучили две первых серии – Primary и Intermediate, так как Гуруджи давал их нам в совокупности, как единую последовательность, дважды в день.

В те дни Intermediate серия, также содержала меньше виньяс, чем это принято сегодня. Виньясы не выполнялись между сторонами в таких позах как краунчасана, бхарадваджасана, ардха матсьендрасана, экапада ширшасана, паригхасана и гомукхасана.
Начиная с шалабхасаны и до паршва дханурасаны, асаны составляли цельную группу, с виньясой, выполняемой только в конце.

Далее асаны от уштрасаны до капотасаны также также шли вместе, виньяса выполнялась уже только после. Все обстояло таким же образом и с позами, начиная от экапада ширшасаны до йоганидрасаны.  Следующая  виньяса шла только после чакрасаны, которая завершала йога нидрасану.

Intermediate серия в том виде, в котором учил нас Гуруджи во время нашей первой поездки, включала также вришчикасану после выполнения карандавасаны. Этот сложный блок нас учили выполнять следующим образом: сначала шла пинча майюрасана в течение пяти циклов дыхания, затем заплетали ноги в лотос и опускались в карандавасану, удерживая положение в течение пяти циклов дыхания, со вдохом ноги с лотосом поднимались в верхнее положение, и с выдохом мы переходили прямо во вришчикасану тоже на пять циклов дыхания.

Гуруджи сказал, что вообще-то эти асаны были из четвертой серии…

Серия заканчивалась гомукхасаной, но Дэвид попросил еще добавить асан, и по его просьбе, Гуруджи добавил сначала супта урдхва пада ваджрасану, а потом семь вариантов стойки на голове баддха хаста ширшасану A, B, C, D, их осваивали первыми, а затем следующие за ними мукта хаста ширшасаны A, B и C.

Гуруджи сказал, что вообще-то эти асаны были из четвертой серии ;)

Обучение прогибам из положения лежа в урдхва дханурасане и из положения стоя (drop-backs) начиналось только после окончания intermediate серии, так же, как и выполнение всех остальные завершающих асан так называемого заключительного блока (пашчимоттанасана, саламба сарвангасана, халасана, карнападасана, урдхва падмасана, пиндасана, матсьясана, уттана падасана и саламба ширшасана). До того момента, пока мы не выучили и не выполняли полностью весь слитный блок 1-2 серии, в конце практики мы выполняли только йога мудрасану, падмасану и толасану.

Гуруджи начал учить нас пранаяме только после того, как мы полностью изучили и более-менее освоили Intermediate серию (это было в конце третьего месяца нашего пребывания в Мастере, примерно через месяц после первого выполнения полностью блока первой-второй серии).
Я помню, когда Гуруджи приехал обучать аштанга йоге на Мауи (Гавайи) в 1980 году, он добавил в практику очень много виньяс во время проводимых лэд-классов. Когда я спросила его, нужно ли мне добавить все эти новшества в мою практику, ибо как  до этого я занималась по схеме, которую мы с Гуруджи изучали ранее, он сказал, что надо добавить все виньясы, это поможет мне нарастить силу, которой мне не хватало.
В то же время, тогда в 1980 году Гуруджи еще не обучал в первой серии паривритта триконасане, паривритта паршваконасане, уткатасане и варабхадрасане.

В следующий раз, когда он вернулся на Мауи, он заметил, что мы все делаем паривритта паршваконасану, и спросил, почему мы делаем эту асану, назвав ее «сумасшедшей позой», и сказал, что ее нужно убрать из последовательности первой серии. Но мы все уже настолько ее полюбили на Мауи, что упрашивали оставить ее на этом месте, и он разрешил нам это сделать.

Позднее, во время дальнейших своих приездов в Штаты, Гуруджи уже добавил первые две скручивающие асаны в последовательность первой серии.
Когда были добавлены уткатасана и вирабхадрасана, я точно не помню, но, по-моему, это было уже ближе к концу 80-х.
Как говорил Гуруджи Шри К. Паттабхи Джойс, изначально существовало пять серий аштанга йоги: Primary, Intermediate, Advanced A, Advanced B, Пятой серией была «Риши-серия».

Послесловие переводчика: из многочисленных англоязычных источников и по свидетельству старейших учеников Джойса, риши-серия представляла из себя следующую “штуку”. Продвинутому ученику составлялся персональный комплекс, в который включались всего десять асан, подобранные индивидуально из всех четырех серий (по-видимому, не считая Сурья Намаскар и завершающего блока, которые выполнялись всегда -  прим. ред.) Но было одно маленькое отличие… все десять асан должны были удерживаться по 50 (пятьдесят, это не ошибка) циклов дыхания…

Послесловие редактора: этот интереснейший материал с воспоминаниями одной из первых учениц Шри К. Паттабхи Джойса, безусловно, заслуживает пристального внимания и размышления и наталкивает на очень интересные выводы.
Однако хочется предостеречь новоиспеченных адептов аштанга йоги, что начинать свое знакомство с практикой не следует ни с двух занятий в день, ни с попыток выполнения самопально составленных риши-серий, ибо прерогатива видоизменений и нововведений всегда принадлежала родоначальнику или хранителю стиля, понимающему структуру его построения и основной смысл всех его составляющих.
(Тем более это касается самопровозглашенных инструкторов аштанга йоги, которые начинают делиться своим несуществующим опытом и «наработками» с новичками, которые мнят их за учителей…)
В настоящее время хранителем стиля является Шарат Р.Джойс, и именно он может вносить какие-либо изменения, как в последовательности асан и виньяс, так и в порядок и набор выполнения асан в сериях.

(из интернет блога Кристофера Конна)
Перевод: Яна Макбрайд
Редакция: Михаил Константинов

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Нэнси Гилгофф: Аштанга Йога – как это было / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)