Йогасанагалу Т. Кришнамачарьи (избранное)

Патанджали с учениками

Йог со стажем в сотрудничестве с переводчиком с Каннада Satya Murthy открывает англоговорящему миру . По мере появления новых глав, мы из первых рук узнаем “как это было”. Так и видится Мастер, пишущий эти строки…

Кришнамачарья написал свою книгу в 1934 на языке Каннада, тамильское издание увидело свет в 1938.

Кришнамачарьи была впервые опубликована на языке Каннада в 1941,  третье издание в 1972.

К. Паттабхи Джойс написал свою книгу Йога Мала на Каннада в 1958, и она была опубликована в 1962, но на английском появилась лишь в 1999.

Yogasanagalu вместе с еще одной книгой Кришнамачарьи ) первоначально была написана в Мастере, когда Кришнамачарья преподавал в Мастерском Дворце, а Шри К. Паттабхи Джойс был его студентом.

Замечание от нас. Йогасанагалу в переводе с каннада означает просто “Йогасаны” (-галу – маркер мн.числа).
Если вы владеете английским, крайне рекомендуем прочитать все, что есть в этом проекте и в смежных к нему.

5.  Классификация

Эта йоганга садхана была разделена на три серии (последовательности): power (силовая) серия, лечебная (или очистительная) серия и духовная серия.

Силовая серия далее разбивается на следующие группы: ум и тело.
Лечебная серия делится на коша (оболочка) и Нади (пульс).
Духовная серия всего одна.

Основы

Первая серия требует множества йогасан и немного пранаямы.
Второй серии нужно несколько простых асан и 3 пранаямы.
Третья серия требует пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи.

(пройдя по ссылке, пролистните немного вниз. Вы можете заметить, что эти три серии на 80-90% совпадают с современными Primary, Intermediate и Advanced наборами поз).

6. Йоганги

Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи – 8 шагов в йога садхане.

11. Третья Ветвь и Правомочие

Третий шаг – асана. Люди, максимально прилагающие искренние усилия для практики первого и второго шагов (ветвей), независимо от условий, будут правомочны перейти к третьему шагу, который есть “Асана”.

В зависимости от того, насколько решительно человек практикует всесторонние аспекты второй и третьей ветвей, настолько быстро он испытает соответствующие полезные результаты. В йоганге никакая практика не пройдет даром. Однако практиковать следует ежедневно в подходящее время, с самоотдачей, искренностью и почтением, и не идти против того, как тому учил гуру.

12. Предупреждение

Особенно те, кто желает начать практиковать две йоганги – “Асана” и “Пранаяма” – без следования вышеупомянутым ниямам, занимаясь по нарисованным схемам и практикуя в одиночку самостоятельно, не обретут пользы, а могут быть ответственны за пороченье доброго имени и создание дурной славы. В отличие от других практик йоганга садхана не только наращивает мышцы. Она приносит пользу телу, мускулатуре и уму, и в соответствии с возрастом практикующего улучшает активную энергию, увеличивает продолжительность жизни, устраняет болезни, дает стабильность ума, постижение тонкой реальности и знание себя.

Нияма

1.      В йоганга садхане мы не видим этих (вышеописанных) отклонений от нормы, и с регулярной практикой все органы станут сильными. Как же так? При практике асан нам нужно поддерживать глубокий вдох и выдох, чтобы нормализовать неравномерное дыхание через носовые проходы.
2.      В позициях йоги, где глаза, голова и лоб подняты, вдох должен совершаться медленно через ноздри, пока легкие не наполнятся. Затем грудь толкается вперед и раздувается, живот плотно втянут, глаза сфокусированы на кончике носа, а позвоночный столб выпрямляется максимально. Такой тип вдоха, где легкие наполняются, обозначается как Пурака.
3.      В позициях йоги, где глаза, голова, лоб, грудь и тазобедренные опущены, нам нужно медленно выдыхать забранный воздух. Верхняя часть живота плотно втянута, глаза должны быть закрыты. Такой тип выдоха зовется Речака.
4.      Удержание дыхания зовется Кумбхака.
5.      Нам следует прекратить громко смеяться и кричать. Причина? Легкие становятся слабыми, и вы начинаете терять прана шакти.
6.      Не сдерживайте позывы к мочеиспусканию и дефекации до, во время или после практики. Сдерживание приведет к гниению испражнений внутри, ведя таким образом к болезням.
7.      До практики и сразу же после нельзя принимать никакой вид еды.
8.      Продукты, которые слишком острые, кислые, соленые, горькие и дурно пахнущие должны быть исключены.
9.      Практикующему следует отказаться от спиртного, курева, женщин (вне брака), поедания огня (?)
10.  Интимные части тела во время практики должны быть облачены в подходящий туалет.
11.  О необходимости следования этим Ниямам говорится практикующими йогангу в йогашастре Патанджали, Хатха Йога Прадипике и многих других текстах, главным образом для нашего благополучия, а не мучений. Практикуя эти Ниямы, наши предки жили без особых тревог и принесли огромную славу и триумф стране Бхараты.

Всякий, кто практикует йогасаны с должной дыхательной техникой не будет обеспокоен болезнями. Йогасаны, которые подходят для тучного тела, худого тела и тела с недовесом, были перечислены в текстах йога шастр (). Некоторые говорят “практика йоги приведет к очень тощему телу, а практика пранаямы может вызвать безумие”. Уважаемые люди, высказывающие подобные утверждения, неужели они сошли с ума от практики, а затем исцелились неким лечением? Наша молодежь должна задаться этим вопросом. Другие заводят разговоры об опасностях, чтобы устроить сенсацию из предмета обсуждения. Без правильного обучения и понимания опасность имеется во всем. Нам следует допустить, что причина, по которой некоторые врачи смотрят на йогу с неодобрением, заключается в том, что практика ныне не в моде. Йогасаны следует практиковать только с виньясами и никогда без них. Виньясы с 1 по 7 одинаковы во всех асанах. Виньясы создают движение в коше (оболочке), нервах, артериях, мышцах и пространствах между костями, и способствует устранению загрязнений в этих областях. Вдобавок мышечная ткань развивается и становится сильной.

Выполнение йогасан без виньясы сделает тело тощим и истощенным. Кое-кто, не обучавшийся йоге через гуру и практиковавший без виньясы, принес дурную славу йоге, что не может не печалить.

Второй Раздел

Асаны

Особые Указания

При практике вышеперечисленных йогасан люди с тяжелыми телами должны делать больше речаку, а люди с худыми телами должны делать больше пураку. Это называется лангханакрия и брахманакрия соответственно.

Самые важные асаны – ширшасана, сарвангасана, маюрасана, пашчимоттанасана и баддха падмасана – нужно практиковать каждодневно и без срывов.
Остальные асаны практикуются в соответствии с их удобностью, когда люди становятся более опытными в них.
Благодаря практике ширшасаны, сарвангасаны и их вариаций самым ранним утром обретается большая польза.
Желающие развить интеллект, сердечную энергию и Джнянендрии (органы чувств) должны практиковать эти асаны (ширшасана и сарвангасана) большие промежутки времени.
После практики этого практикуйте 15 минут одной из программ пранаямы, за которой следует 5 минут шавасаны, без нарушения.

Уджджайи

Медленно и глубоко вдохните через обе ноздри (пурака), создавая звук на задней стороне горла, удерживайте (по своим возможностям), а затем выдыхайте (речака) через правую ноздрю. После этого, как и ранее, пурака и кумбхака, а затем выдох через левую ноздрю. Потом Пурака. От этого возрастает аппетит, улучшается пищеварительный огонь и очищаются желчные протоки.

Три Бандхи

1. Мулабандха
2. Уддиянабандха
3. Джаладхарабандха

Бандха означает связывание, сжатие, ограничение или запирание. Когда вы практикуете йогангу, называемую пранаяма, центральная часть тела от основания репродуктивных органов до области шеи должна быть связана (объединена) по нашей собственной воле. Без этих трех бандх, однозначно, нельзя достичь всей пользы пранаямы. Таким образом практикующие должны выполнять это тщательно.

1. Свойства Мулабандхи (в Хатха Йога Прадипике)

Краткое изложение: Сядьте, надавливая пяткой в промежность, крепко сожмите прямую кишку, втяните и удерживайте низ живота.
Причина названия: Она заставляет апанавайю течь вверх, а не вниз, по прямой кишке, что может вызывать слабость. Таким образом, это зовется Мулабандха. Согласно тому, как йоги употребляют это слово в обиходе, “мула” означает “плохой вайю” (прана), который может ослаблять мускулатуру низа живота.

प्रानापानौ नादबिंदू मूलभंदेन चैकताम्।
गत्वा योगस्य संसिद्धिं यच्चतो नात्र संशयः॥

praanapanou nadabindu moolabhandena chaikatam|
gatva yogasya samsiddhim yachhato natra samshayah||

Польза: Практикой мулабандхи пранавайю, апанавайю, хридайядхвани и вирьябинду объединяются, давая йогическую пользу.
Особая польза: Единение пранавайю и апанавайю уменьшает частоту мочеиспускания и дефекации. Те, кто регулярно практикуют ее, ощущают молодость даже в старости.

2. Свойства Уддиянабандхи

Краткое изложение: Вместе с пупком втяните низ и верх живота, чтобы хорошенько надавить на позвоночник. Во время ее практики выполните глубокую речаку (выдох) в положении уткатасаны, втяните крепко живот, задержав ненадолго дыхание. Это подобно льву для пьяного слона, означая что человек, который выполняет уддияну, не боится смерти. Обладающие большим животом должны стараться уменьшить жировые отложения вокруг живота за счет выполнения большого числа асан, а затем уже практиковать это. Такие (тучные) люди должны развить основательную практику пашчимоттанасаны. Кроме того, нужно развить сильную речаку (выдох).
Причина названия: Часть тела, будучи крепко захваченной (закрепленной), заставляет пранавайю, который является основой жизни, двигаться в виде тонкой нити вдоль позвоночного столба до самой Брахма рандхры (центра мозга) внутри Сушумна нади (канала), известна как уддиянабандха.

नाभेरूर्ध्वमदस्चापि तानं कुर्यात् प्रयत्नतः।
षण्मासमभ्यसेन्म्रुत्युं जयत्येव न संशयः॥

Naabheroordhwamadaschapi tanam kuryat prayatnatah|
Shanmasamabhyasenmrutyum jayatyeva na samshayah||

Польза: Те, кто практикует эту бандху ежедневно согласно наставлениям гуру, будут сохранять молодецкую энергию и силу даже в старости.
Особая польза: Те, кто практикует уддиянабандху систематически, крепко втягивая верхнюю и нижнюю части живота так, чтобы стараться коснуться позвоночника, достигнут бессмертия.

3. Свойства Джаландхарабандхи

Краткое изложение: согните шею, надавите подбородком на грудь и прочно удерживайте – это зовется Джаландхарабандхой. Это побеждает старость и смерть.
Причина названия: Мозговой экстракт задерживается от ухода вниз, это зовется джаландхарабандхой. “Джала” означает “мозговой экстракт”, поток этого зовется “ДжААла”, а удерживать или поворачивать его зовается “джААландхара”. Чем более концентрирован этот мозговой экстракт, тем больше будет сила памяти.

जालंधरे क्रुते बन्धे कंठसंकोचलक्शणे।
न पियूषं पतत्यग्नौ न च वायुः प्रकुप्यति॥

Jaalandhare krute bandhe kantasankochalakshane|
Na piyusham patatyagnou na cha vayuh prakupyati||

Польза: В практикующем, который выполняет вышеописанную бандху согласно инструкциям своего гуру, мозговой экстракт не может быть уничтожен джатарагни. Кроме того, достигается освобождение от газов, связанных с вздутием живота.
В Пранаяме должны практиковаться все три бандхи. Во время пранаямы после речаки следует делать джаландхарабандху, мулабандху и уддиянабандху, а после пураки обязательно должны следовать мулабандха и джаландхарабандха.
По йогашастрам следует выполнять 320 пранаям каждый день. Это значит, что они были сгруппированы так: 80 утром, 80 днем, 80 вечером и 80 в полночь. Так как это невозможно, то можно делать 80 пранаям в один присест. Причина этого в том, что в наши дни вам приходится тратить больше времени на работу, чтобы поддерживать свое существование. Потому и польза тоже отсрочивается.
Речака, пурака и кумбхака, когда практикуются с равным временем и равным числом, называется “Самавритти пранаяма”.

Когда они практикуются с вариациями (повышении и/или понижении) во времени и числе, зовется “Вишамавритти пранаяма”.

Те, кто обучаются этому у Гуру, научатся практиковать правильно.
Те, кто не достиг мастерства в йогасане, не сумеют достичь компетенции и знания в пранаяме.
Небеременные женщины обладают равными правами с мужчинами. Даже во время беременности они имеют право практиковать самасанкья самавритти пранаяму. Однако после 6-го месяца беременности они не могут практиковать и ее (самавритти пранаяму) тоже. Йоганга одинаково подходит и мужчинам, и женщина, кроме периода беременности – пожалуйста, помните это.

Некоторые говорят, что Наули, Нети, Васти, Ваджроли, Дхаути, Кхечари и прочие крийи тоже являются частью йоганги, и распространяют такую информацию через различные тексты, что не может не огорчать.

Любой текст, содержащий перечень йоганг, ничего такого не говорит. Хатха Йога Прадипика перечисляет под отдельным заголовком “Шаткрийи”, и в этом же тексте четко утверждается, что всем не следует это практиковать

मेदःश्लेश्माधिकः पूर्वं षटकर्माणि समाचरेत्।
अन्यस्तु नाचरेत्तानि दोषाणां समभावतः॥

Medha shleshmadhikah poorvam shatkarmani samacharet|
Anystu nacharettani doshanam samabhavatah||

Поэтому нам следует быть внимательными к этому правилу и использовать его лишь в качестве лечения для определенных болезней, типа тех, что вызывает излишнее ожирение.

Мудры

 Мне неловко сказать, что у меня нет возможности обсуждать их подробно, но я уже сделал это в первом разделе “Йогамакаранды”. Поэтому я надеюсь, что вы сумеете прочитать это оттуда. Те, кто имеет необходимость, могут учиться у соответствующих учителей. Кроме всего прочего, следует в том же ключе изучать остальные части йоганги: пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи.

 Предостережение

Йогакрийи

Вы знаете, что некоторые люди верят и практикуют их, как части йоганги. Несмотря на то, что их нет в Патанджаладаршана (Йога Сутры), которые являются основой всей йоги. Они также не описаны в других текстах и Упанишадах. Они описаны лишь в Хатха Йога Прадипике и Гхеранда Самхите. Однако в Хатха Йога Прадипике Сватмарама отметил:

मेधःश्लेष्ह्माधिकःपर्वं षट्कर्माणि समाचरेत्।
अन्यस्तु नाचरेत् तानि दोषाणां समभावतः॥

Medhah shleshmadhikah parvam shatkarmani samacharet।
Anyastu nacharet tani goshanam samabhavatah ॥

Многие люди продолжают практиковать их без изучения таинства, подвергая себя опасности и неся дурную славу йоге, что не может не печалить.

Крийи

Существует шесть различных видов: 1. Дхоути 2. Басти 3. Нети 4. Наули 5. Тратака и 6. Капала бхати

 1. Дхоути крийя

 Первая дхоути крийя дальше классифицируется на 4 типа: Антардхоути, дантадхоути, хруддхоути и Мула шодхана.

Антардхоути: Она в свою очередь делится на 5 видов: Ватасара, Варисара, Вахнисара и Бахишкрута.

Ватасара дхоути: Откройте свой рот, наподобие клюва вороны, вдохните воздух, затем закройте рот и проглотите. Далее этим промойте свой живот, двигая им в разные стороны, а после выпустите его через задний проход или через выдох.

Сделав это единожды, невозможно выпустить втянутый воздух через задний проход. Практикуя ежедневно не меньше 25 раз на протяжении нескольких дней, затем с пятой попытки воздух может быть выпущен через задний проход.

Те, кто не способен проделать это, могут плавно сделать это через речаку. Это принесет умеренную пользу. Эта Варисара дхоути относится к Раджайоге.

Польза: устраняет болезни сердца, очищает кровь и увеличивает силу пищеварения.

Варисара дхоути: Продолжайте пить чистую воду (прохладную или теплую) до тех пор, пока она не поднимется до вашего горла. Крутите воду в животе в разные стороны, вверх и вниз, втягивайте и выпячивайте его, и выпустите через задний проход. Это относится к лайяйоге. Это может быть освоено благодаря практике несколько раз в день.

Польза: Удаляя загрязнения из суставов скелета и узлов нервной системы, она заставляет тело сиять и увеличивает датара агни (Раджа Йога).

Варисара дхоути: Живот вместе с пупком следует втянуть,  попытке коснуться позвоночника, а затем снова вытолкнуть вперед. Повторите это несколько раз. Втягивая живот, практикуйте речака кумбхаку, а, выпячивая живот, практикуйте пурака кумбхаку. Практикуйте это до еды. Если вы хотите практиковать это после еды, подождите, по меньшей мере, три часа. Иначе, это опасно. Вахнисара дхоути следует практиковать ежедневно, повторяя по 24 раза (Раджа йога).

Польза: Устраняет все виды болезней живота.

Бахишкрути дхоути: Сделайте рот в форме клюва вороны и вдохните воздух по своим возможностям, удерживайте (кумбхака) как можно дольше. Затем выдохните через ноздри (речака). Эта речака и кумбхака только для тех, кто практикует впервые. Здесь после вдоха речака кумбхака должна практиковаться 25 раз за день. Это следует практиковать утром или вечером до приема пищи. Если продолжать практиковать это правильно, оно не только разовьет способность удерживать дыхание на долгие периоды времени (кумбхака), но также позволит выполнять речаку через задний проход. Когда вы освоили это, вам не следует делать речаку через нос. Практикой этого обретается возможность делать кумбхаку до 1,5 часов. После обретения этой способности встаньте в воду, доходящую вам до уровня пупка, и очень аккуратно и внимательно вытолкните наружу через задний проход “Шакти Нади” (в форме большого мешка, который проходит от низа живота до самой Муладхара чакры). Промойте его водой до чистоты и втолкните обратно через тот же задний проход.

Предостережение: Эта крийя предназначена только для хатха йогов, и не для раджа йогов, лайя йогов или мантра йогов.

Польза: Удаляет загрязнения по всему телу, приносит сияние телу и не позволяет болезням закрепиться в теле.

Данта Дхоути: Оно подразделяется на 4 типа: Дантамула дхоути, джихвамула дхоути, карна дхоути и капаларандра дхоути.

Дантамула дхоути: Трите зубы каждый день рано утром либо экстрактом растения “каггали”, либо чистым илом. Прополощите чистой водой и вотрите в язык коровье масло. После этого удерживайте кончик языка металлическими щипцами и понемногу тяните его. Это только для Хатха йогов.

Польза: Если это практиковать ежедневно утром и вечером без пропусков, оно поможет в достижении кечари мудры, удалит все дефекты языка и наладит четкость речи.

Карна дхоути: Чистите уши, используя указательный и безымянный пальцы вместе, засовывая внутрь ушей и вращая.

Польза: Избавляет от глухоты, предотвращает заболевания ушей и наделяет способностью слышать внутренний нада (звук).

Капаларандра дхоути: Используя правый большой палец, трите небный язычок на задней стороне горла каждый день.

Польза: Эта крийя должна выполняться ежедневно по утру после подъема, после обеда днем и вечером. Она удаляет капха дошу, очищает нади и дарует хорошее зрение.

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Йогасанагалу Т. Кришнамачарьи (избранное) / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)