Когда я был ребенком, одной из моих любимых книг была “Приключения Алисы в Стране чудес”. Когда я начал заниматься йогой, то еще не догадывался, что подобно Алисе ступаю на порог волшебного мира, где все, что я считал точно известным, таковым казаться уже не будет.
По началу мниться, что Йога создает более целостную личность, хотя и более духовную. Однако чем больше я практиковал, тем больше я ставил под сомнение все то, что мы принимаем, как должное (включая свои новые духовные гипотезы).
Для мне йога –не просто набор физических поз. В конечном счете, йога – это исследование природы реальности, розыск Истины (что бы за этим не стояло). Как и Алиса, большую часть времени нам все воображается таким понятным и определенным. “Я – Люк. Я из Белфаста. Я занимаюсь йогой!”
Шаг в мир йоги может быть весьма похож на падение в кроличью нору, которое приводит нас в Страну чудес, в страну, где все вверх тормашками, в мир, где мы уже не так уверены, кем являемся, в место, где возможно всё. Прочтите Вибхути Паду – одну из четырех глав Йога Сутр Патанджали – и то, что там описано, как сиддхи, обретенные благодаря практике йоги, звучит будто цитаты из Алисы в Стране чудес.
Вступая в границы Страны чудес йоги, мы можем начать подвергать сомнению все те идеи и концепции, принимаемые нами как должное, которые удерживали нас от шага на территорию не знания (территорию чудес). В Дзене есть изречение: “Дзенский ум – ум новичка”. То же верно и для йогина. При незнании есть открытость и непредубежденность, потенциальная возможность понимания. Сделав вывод о том, что мы знаем, мы застреваем в статичном мире идей и концепций, и пытаемся подгонять реальность под их шаблон.
В нашей практике йоги с умом новичка каждая практика отличается. Мы отпускаем любые ожидания и позволяем себе быть восприимчивым и доступным мгновению таким, какое оно есть. Практика становится меньше связана с движением к какой-либо цели, а начинает больше напоминать путешествие. Мы отпускаем и растворяемся, и видим сквозь те физические и ментальные схемы и построения, которые так долго удерживали нас на месте и мешали свободному падению через бесконечную кроличью нору, называемую йогой, или переживанием сего момента таким, какой он есть.
Вместо того, чтобы жить в убежденности в том, кем мы являемся, мы приступаем к вичаре (изучение, в-опрос, in-quiry), предлагаемой Гусеницей (курящая Гусеница, научившая Алису откусывать гриб для уменьшения-увеличения, и задававшая трудные вопросы – прим.пер.) (и, между прочим, Шри Рамана Махарши), и к вопрошанию себя “Кто ты?”. И, вот, тогда мы сумеем войти в страну, где мы сами та еще диковинка…