Шарат впервые в Москве 2011

Шарат в нашем зале на Арбате

1. Что вы можете сказать про русских занимающихся? (Конечно же, что-нибудь хорошее -_-)

Они всецело посвящают себя практике. Аштанга йога здесь внове, но они очень стараются, это можно видеть, они очень сконцентрированы на своей практике и четко слушают, что нужно делать.
- Вы сказали про уровень практики русских занимающихся, цитирую: «Очень хороший. Все начинающие».
Я впервые в России, и так много новых лиц. В этом контексте я это и сказал. Но большинство из них знают практику, они очень сконцентрированы на своей практике. Они знают, что они делают.

2. Может быть они как-то отличаются от занимающихся из других стран? Например, финнов, американцев.

Занимающиеся все одинаковые. Как я говорил на конференции, йогу практикуют множество лет в разных концах света. Поэтому люди там немного более продвинутые, и это лишь потому что они практикуют ее много лет. Даже в России через какое-то время люди тоже будут очень продвинутыми, они будут достигать более высоких уровней в своей практике.

3. Какие качества характера нужно развивать людям и на что им следует обращать больше внимания?

Йогу следует практиковать как духовную практику. Это не просто упражнения. Если вы будете подходить к ней так, то она будет иметь определенные ограничения. Если вы будете выполнять ее как духовную практику, тогда не будет никаких пределов. Вы можете идти к более высоким измерениям и уровням в этой практике. Поэтому всегда хорошо практиковать с мыслью о том, что это духовная практика и нам следует одухотворять нашу практику. Это очень важно. Вместо того, чтобы выполнять ее просто как упражнения, как аэробику или гимнастику. Если вы привносите больше духовности в свою практику, тогда, на мой взгляд, она более эффективна. Вся эта практика будет более эффективной. Так что занимающимся следует взращивать это.

4. Я помню одно изречение Гуруджи Шри К.Паттабхи Джойса: «Начальная серия очень важна, Средняя серия – для учителей, Продвинутые серии – для демонстрации». Можете ли как-то прокомментировать его?

Я не знаю, где он это сказал и что подразумевал. Обычно мы говорим, что Начальная серия – это Чикитса Вибхага («различающее лечение»), то есть для лечения болезней. Таким образом, эти асаны задуманы только для того, чтобы лечить болезни. Этими асанами можно излечить множество болезней типа бронхита, астмы или любых других болезней физического тела, вызывающих страдания. Средняя же серия – это Нади Шодхана («очищение нервной системы»), которая очищает всю нервную систему. Даже в Начальной серии Нади Шодхана будет идти, а в Средней серии процесс идет чуть более интенсивно, чуть более продвинуто, вот и все. А продвинутые позы называются Стхира Бхага («уверенная сила») и они делают ваше тело еще гибче и сильнее. Вот почему мы практикуем Продвинутые серии. Вероятно, он говорил это, потому что многие люди спешат заняться Продвинутыми сериями, чтобы порисоваться и пустить пыль в глаза, или, говоря его словами продемонстрировать, что они умеют. Вы должны всегда наслаждаться своей практикой, это очень важно. Выполняете ли вы Начальную, Среднюю или Продвинутые последовательности, если вы не наслаждаетесь своей практикой, то нет вообще никакого смысла практиковать. Это скучно и бессмысленно. Как я говорил с самого начала, нам следует задумываться, зачем мы практикуем. Мы занимаемся для обретения контроля ума, чтобы принести контроль нашему уму и телу. Вот почему не имеет значения, какую серию вы делаете. Если вы получаете удовольствие от практики асан, этого более чем достаточно.

5. В каждом человеке есть какие-то слабости, пороки (гнев, зависимости, эгоизм, “звездная болезнь”, страсть и т.п.). Можно ли при помощи практики их искоренить?

Вся практика как раз и выполняется с целью избавиться от всего этого, как я вам говорил: кама (вожделение), кродха (гнев), моха (невежество), лобха (жадность), мадхья (гордыня), матсарья (ревность) – эти 6 врагов, которые имеются в каждом, следует устранить практикой йоги. Когда вы избавитесь от них, тогда свет внутри вас, освобождение наступит. Вы освободитесь от всего этого, и ничего не сможет принести вам вред и как-то повлиять. Вся практика строится на этом. Это главная причина, почему мы выполняем практику йоги.
- Многие люди думают, что все это лишь слова, теория. Но вы-то говорите буквально?
- Да, именно буквально, это не пустые слова. Это не просто из книги или только для красного словца, это следует выполнять на практике. Только тогда это будет более эффективным. Какую бы серию вы ни делали, если вы не стараетесь избавиться от этих 6 врагов, вы не достигнете цели, духовной цели, которой должны достичь, а пока не можете.
- Но ведь возможно только сдерживание, сведение до минимума, но все равно они будут, пусть и в легкой форме?
Полностью устранить их всегда сложно, мы всегда минимизируем, минимизируем день за днем. Но со временем вы дойдете до того, что это станет подобно привычке. Что бы вы ни делали, какие бы вещи вас не беспокоили, ваш ум начнет отвергать: «Мне не следует этого делать, потому что это неправильно». Подобное ощущение должно появиться. Оно приходит медленно, и никак не сразу. Но с искренней практикой оно появится.

6. Может Аштанга вылечить хронические заболевания, если практиковать ее должным образом и постоянно?

Исцеление возможно, но вам нужно принять определенные меры предосторожности и также вам потребуется правильное руководство от своего учителя. Есть конкретные асаны, которые вам следует выполнять, отдельные крии для выполнения, так чтобы за счет всего этого вы сумели избавиться от этих болезней. Не только одна Начальная серия, а также множество других вещей для этого заболевания – диета, подходящие крии. То есть учитель будет обращаться с вами, как с пациентом, будет пробовать все эти различные вещи, которые могут помочь исцелиться.

7. Может ли из-за практики женщина не мочь забеременеть? Так как аштанга – “силовая” йога и гормональный фон меняется, может ли прекратиться овуляция. Или это все сугубо индивидуально?

Чаще всего это индивидуально, тела у всех разные – некоторые почувствительнее, некоторые покрепче. Так что, пытаясь забеременеть, следует быть очень осторожным, то есть выполнять только мягкую практику, так как при выполнении асан в теле образуется много тепла. Таким образом, делая слишком много асан, вы будете больше разогреваться и будет сложнее зачать.

8. Что вы думаете о женской дхарме (долге)?

Дхарма женщины в том, чтобы иметь семью, детей, заботиться о них. Дхарма мужа заботиться о жене и детях, и выполнять свою работу.
- А как совмещать дхарму с практикой и духовностью? Так как иногда женщине очень нелегко практиковать и это идет вразрез с ее семьей.
Это не так, если только вы способны взрастить духовность внутри себя. Она не возникнет лишь от того в семье вы или нет, это не имеет значения, духовность должна родиться в вас самих. Когда это произойдет, замужем вы или нет, все это будет не важно.

9. Как-то вы говорили, что в главной школе в Мастере вы проводите некоторые изменения и нововведения, которые вы планировали еще вместе с Гуруджи. Можно ли узнать подробнее?

Мы не меняем что-либо, а просто хотим занять студентов чем-то еще, кроме одного выполнения асан. Теперь у нас есть классы санскрита, мы сделали рецитацию священных текстов обязательной. То есть студенты тратят меньше времени на ненужные гуляния и болтовню. Мы приглашаем их к 11 часам на рецитацию, чтобы это способствовало развитию их духовной практики.

10. Мы слышали, что вы пишите книгу.

Это пока лишь «ребенок на второй неделе» -_- (Не прошло и двух лет О_о)

11. Десикачар, сын Кришнамачарьи в своей книге пишет, что кундалини – не энергия, а нечто, блокирующее нашу энергию. И нам нужно устранить этот блок, а не поднимать кундалини.

Это не так. Кундалини означает энергию, находящуюся ниже вашей муладхара чакры. Шанкарачарья говорит:
«САНСКРИТ ИЗ ЙОГА ТАРАВАЛИ»
«Когда мы выполняем кумбхака пранаяму, мы пробуждаем кундалини и открываем все грантхи – Рудра-грантхи, Вишну-грантхи, Брахма-грантхи – и она поднимается по сушумна нади. Вот почему тогда не будет внешнего дыхания, все дыхание будет внутренним. Вот о чем говорит Шастра. Так что это не имеет ничего общего с блоками или чем-то еще. Это энергия, которой нужно двигаться. Она дремлет и свернута кольцом как змея. И благодаря выполнению пранаямы вы ее пробуждаете. Многие люди не обладают достаточным знанием об этом. Нужно обращаться ко многим книгам. Невозможно называть лишь одну книгу, следует обрести практический опыт. Обретя его, вы почувствуете и осознаете это внутри себя. И станет легче понимать, о чем она говорит. Так что это очень важно. Не обладая практическим опытом, вы всегда будете строить предположения: «Это может быть так, это может быть сяк». Вы всегда будете гадать.

12. Какие книги вы рекомендуете почитать по йоге?

Книг о йоге великое множество. Упанишады говорят о йоге – Катха, Кена и многие другие Упанишады. В Бхагавад Гите все 18 глав посвящены йоге. И Йога Сутры Патанджали тоже, и Хатха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита. Так много разных книг. Большинство людей постоянно заявляют: «О, Йога Сутра говорит так-то. О, Хатха Йога Прадипика говорит так-то». Но ведь имеется еще и множество других книг, более древних, предшествовавших вышеупомянутым. Обратившись и к этим книгам, вы обретете лучшее понимание йоги. Ведь многие переводчики трактуют Йога Сутры по-своему, часто очень разнообразно и запутанно. А Йога Сутры сами по себе очень запутанны и сбивают с толку. Если только вы не обращаетесь за помощью к другим книгам, другим древним книгам, Упанишадам, вам будет очень сложно понять Йога Сутры. Существует огромное число переводов, масса интерпретаций, что вносит еще большую путаницу. Вот и все.

13. Как лучше всего практиковать в большом городе? Невозможно ложиться по вашему графику в 9 вечера и вставать в 2 ночи для практики.

Когда вы ложитесь спать в час ночи и просыпаетесь поздно, вы не завтракаете, вы бросаете есть. Вы не можете найти времени на йогу, но успеваете покушать, принять душ и сделать кучу других вещей. С йогой все должно быть точно так же. Она должна быть частью вашей жизни. И когда она будет частью вашей жизни, частью повседневного распорядка, тогда у вас найдется на нее время. Вы можете практиковать в любое время, необязательно в какое-то строго определенное время. Хорошо, если вы занимаетесь утром, это более эффективно. Если вы так не можете, то занимайтесь вечером. Но вы должны заниматься. Таким образом в вас это становится привычкой, как питаться, как принимать завтрак. Вы можете выжить без приема завтрака? Вы вечно суетитесь: «Я голоден! Я голоден!» Также должно стать и с йогой: «О, мне нужно заняться практикой. Сегодня я не еще не сделал свою практику. Нужно позаниматься». Так все и должно идти.

Слова на прощанье

Аштанга йога означает:
ЦИТАТА ИЗ ЙС “yoganga anushthana…
Эта сутра обладает большим значением. Она говорит, что практикой всех ветвей аштанга йоги все загрязнения в нашем теле и уме будут удалены, и вы станете чище и мудрее. Поэтому вам всегда следует помнить о том, что вам нужно выполнять свою практику. Если вы практикуете, ваша практика будет заживлять ваши трудности в жизни. В этом и заключается весь смысл выполнения практики. Это наше жизнеобеспечение или наша поддержка по жизни. Вот почему вам не следует бросать практику. Сколько бы у вас не было времени, сколько бы не могло позволить вам ваше тело и ум, сколько бы вы не могли, вы должны ее выполнять. Если вы будете продолжать практиковать, то сумеете возвести свое прочное духовное здание, свой духовный фундамент внутри себя.

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Шарат впервые в Москве 2011 / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)