Семинар Дэвид Гэрригеса в AYSM глазами студента

Только-только завершился 5-дневный семинар с Дэвидом Гэрригесом. На утренних Мастерах его присутствие было очень интенсивным и заданного вектора работы хватит нам на ближайший год, до следующего приезда. Одна из наших студентов, Александра, написала прекрасный отзыв об этих незабываемых днях.

Все мои впечатления от Дэвида Гэрригеса передать словами нельзя. Но кое-какие можно. Как говорится, пока еще свежи самскары…

Когда с тобой работает преподаватель йоги высочайшего уровня, то он дает тебе связку ключей и указывает на конкретные двери, которые ими можно открыть. Но провернуть ключ в замке ты должен сам.

На то, чтобы открыть одну дверь (асану), могут уйти недели, другую можно штурмовать месяцами, плавно переходящими в годы. И этот процесс будет связан не только с возможностями твоего тела, но и с внутренним состоянием: твои страхи, желания, самоощущения и даже привычка строить отношения с другими людьми будут сказываться на твоей ежедневной практике. Не говоря уже о качестве ужина.

- Падмасана – это не то, что с вами случается. Вы ее создаете. И это энергетическое ощущение должно присутствовать, – говорит Дэвид.

Дэвид не ортодоксален. Он креативен. Йога для него это своего рода художественное произведение, которое каждый из нас создает ежедневно. Главное правило, по большому счету, одно: как в хорошем рассказе обязателен сюжет, так в хорошей позе – фундамент. Например, в позах стоя это укоренение ног, а в той же падмасане – ощущение проворота головки бедренной кости в суставной сумке.

Творческий подход к йоге проявляется у Дэвида даже в лексике – он очень метафоричен.

- Представьте, что прямо у себя над головой вы видите молнию и слышите раскат грома. И в этот момент ваши стопы взмывают! – это Дэвид описывает прыжок назад. Секрет успеха, по его словам, здесь – в выдохе.

Если продолжать этот метафорический природный ряд, то Мастеры и уроки по отстройке асан, которые Дэвид провел в Ashtanga Yoga School Moscow, можно сравнить с эффектом радуги: отражение приветствия солнца в каплях нашего пота! В общем и целом – он разложил практику на несколько спектров, создав при этом общее ощущение абсолютной гармонии.

Один из любимых спектров Дэвида – это концепция «избегания трудностей». «Искусный уклонист живет в каждом из нас», – говорит Дэвид, имея ввиду, что людям свойственно находить разные «уважительные» причины для того, чтобы уклоняться от трудностей, в том числе при выполнении асан.

Даже усталость, которую мы ощущаем, часто является, по Дэвиду, вариацией уклонительства. С одной стороны, не стоит себя истязать, а с другой – стоит помнить о том, что сама по себе мысль «Ну всё, я устал (-а)!» может появляться для самооправдания.

- У меня для вас плохая новость – пяти раз для Навасаны недостаточно, – говорит Дэвид и улыбается, глядя на опавшие лица.

Оказалось, Навасан надо делать как минимум десять. Каждую по пять дыханий, конечно.

- Даже если мы устали? – в вопросе читалась надежда на спасение.

- Особенно если вы устали, – беспощаден Дэвид. – Именно так развивается сила и осознанность, вырабатывается жар.

Это касается каждой позы. Именно так, согласно Дэвиду, практикуется «не убегание». Ту слепую силу, которая заставляет нас выдыхаться уже на пятой навасане, нужно превратить в осознанную силу, которая заставит выполнить шестую, а потом и седьмую… «Это очень сложно, но именно так вы зреете», – говорит Дэвид.

Помимо большого количества врагов (лень – лишь один из них) у практикующих йогу есть пять друзей. Это еще одна любимая концепция Дэвида. К «пяти друзьям» он относит дыхание уджайи, виньясу, бандхи (их мы открываем для себя, когда доходим до конца вдоха и выдоха), дришти и, наконец, концентрацию или внутреннюю осознанность (это один из парадоксов аштанга йоги: динамичная практика создает неподвижность лучшего качества – состояние медитации).

Дэвид с нами и с ушами-_-

Все они взаимосвязаны.

- Когда вы динамично одним движением ввели себя в позу, например, в «треугольник», у вас есть пять дыханий на ее изучение и осознание. И это будет сильно отличаться от того, если вы просто механически сделаете «треугольник», – говорит Дэвид.

Самой же сложной (ну, или изысканной) является его концепция относительно грубой и тонкой энергии. Работа над улучшением качества каждой асаны заключается не только в ее модификации (а Дэвид рекомендует это делать, если освоение позы дается с трудом), но и в переходе от грубого уровня к тонкому. Если изо дня в день просто повторять одно и то же – это ведет вас в тупик, предупреждает Дэвид. Нужно думать о движении как «о чем-то, что идет от грубого к тонкому».

Например, в позах стоя нужно пытаться почувствовать энергию, которая идет от земли, поднимается к ногам и питает таз. Здесь важна та самая внутренняя осознанность, когда все органы чувств обращены внутрь.

Применить все это на практике куда сложнее, чем изложить на виртуальной бумаге))) Но самая главная мысль, которую Дэвид подчеркивал несколько раз, очень проста: наслаждайтесь и не отчаивайтесь.

- Помните о том, что это ваша практика, – говорит он. – Вы ее выстраиваете, именно вы. Поэтому стоит проявлять терпение. Небольшое ежедневное усилие, небольшие успехи будут вести вас вперед. Вы должны каждый день быть довольны тем, что у вас есть, тем, в какой точке вы находитесь. Это очень важно.

Спасибо огромное Саше за то, что она записала основные вехи семинара!
12 декабря 2013

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Семинар Дэвид Гэрригеса в AYSM глазами студента / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)