Вопрос экспертам: дришти, пранаяма и миксы

Не могли бы вы разъяснить важность взгляда для практики? – Дженнифер Л.

Взгляд (дришти) – весьма эффективная техника для фокусирования внимания. Для того, чтобы оно поддерживалось без усилия, нужно чтобы вы освободились от всех посторонних напряжений в области нёба. Такое освобождение дает вам доступ к ощущениям и глубокой сердцевине тела, которые представлены традиционными идеями о нади и чакрах. Для развития техники мула бандхи сначала нужно пройти этап правильного взгляда, на котором есть только процесс чистого взгляда, предшествующий возникновению ментального конструирования объекта и субъекта. Инструкция может быть следующая – смотреть мягкими, глубокими, сострадательными или “улыбающимися глазами”. Попробуйте и убедитесь сами! -Ричард

Я знаю, что вы рекомендуете направлять взгляд на предписанные точки, но мне действительно нравится практиковать с закрытыми глазами, потому что я могу уходить всё глубже и глубже внутрь себя. И я лучше буду делать так, чем фокусироваться на какой-то произвольной точке где-то вовне моих переживаний. – Рейчел

Вне ваших переживаний может быть масса интересного! Вы должны быть способны найти чувство глубокого внутреннего покоя и радости с открытыми глазами, глядя на бесконечность, окружающую вас со всех сторон. Дришти – неотъемлемый аспект практики Аштанги, помогающий сохранить внутреннюю схематику ровной и однородной, а ум сконцентрированным. Порой отвлекающемуся практику может быть полезно закрыть глаза, глядя на внутреннюю точку до тех пор, пока он не обретет достаточно концентрации, чтобы наблюдать движения ума без реакции на них (цепляясь за позитивные мысли и ощущения и отвергая негативные). Для вялого, тамасичного, сонного ученика закрытие глаз может еще больше увеличить неправильное использование йоги и медитации, как попытку побега от ярких, трансформирующих граней человеческого опыта. -Ричард


ПРАНАЯМА: Нас учат, что “Аштанга Йога” – практика восьми ветвей/частей. Третья ветвь, асана сильно развита и высоко ценится в студии Yoga Workshop в традиции “Аштанга Виньясы” Шри К.Паттабхи Джойса. Кроме как практика уджджайи пранаямы, сопровождающей асаны, каково место и время для четвертой ветви, других сидячих практик пранаямы, в школе йоги? -Джейсон

Традиционно занимающиеся Аштанга Виньяса Йогой обучались у Гуруджи практикам пранаямы отдельно, только после того, как они приступали к работе над продвинутыми (третья серия) последовательностями асан. Конечно, это ставит планку высоко, и большинство учеников могут никогда не выполнить такого предварительного условия. Базовые практики пранаямы типа вилома (разрезание нити) и нади шодхана (очищение нади) могут принести пользу всем практикующим йогу, когда они уже построили фундамент в асане на каком-то уровне и обрели понимание внутреннего выстраивания.
Если есть такая возможность, лучше всего практиковать пранаяму (отличную от уджджайи) отдельно от асаны, чтобы ум и тело были свежими и отдохнувшими. 10 или 15-минутная практика пранаямы во второй половине дня, если асана интенсивно практикуется утром, достаточна для большинства практикующих. Если ваш график не позволяет выделить время для отдельной практики пранаямы, тогда пранаяму можно практиковать после выполнения завершающих поз и шавасаны. -Марция


Может немного “миксануть”? Я занимаюсь йогой уже несколько лет и обожаю ее! Когда мы обсуждали с друзьями разные стили, мне сказали, что одна из проблем в Аштанге заключается в том, что из-за повторяющихся движений, люди получают травмы. Правда ли это, и если да, то почему бы просто не внести некое разнообразие в принятый режим? -Молли Дж.

Повторяющиеся движения могут быть полезными, веселыми и медитативными при условии, что их делают с хорошим выстраиванием. Примером могут служить следующие действия – дышать, ходить, бегать, заниматься любовью, жевать, говорить и делать сурья намаскары. Позы, повторяемые чаще всего: Сурьянамаскара, чатуранга и пр. требуют, чтобы все суставы двигались плавно без зажимов или компрессий. Ритмичное текучее движение с непрерывным хорошим выстраиванием возможно за счет взращивания осознанности в области тазового дна. Так что, если кто-то получил травму в Аштанга Йоге, виновато не повторение, а неверное выстраивание, и им следует принять знаки и сигналы своего тела и наладить выстраивание. Слушайте свое тело, изучайте двигательные паттерны, связанные с праной и апаной, и это защитит все ваши суставы во всем теле.
В рамках традиции Аштанги имеется потрясающее разнообразие в позах различных серий. И это многообразие следует использовать для того, чтобы проникнуть глубже в суть, а не для избежания чувств и ощущений, бандх и состояний ума, которые автоматически возникают от сконцентрированной и внутренне ведомой практики. -Ричард

Перевод: Дмитрий Барышников

This entry was posted in expert. Bookmark the permalink.

Comments are closed.