5 особенностей практики Аштанги, сделавших меня лучшим учителем

Я уже не тот же учитель йоги, каким была год назад. Думаю, во многом это связано с тем фактом, что я уже не тот студент, каким была.

Несколько лет назад я переехала в Боулдер, Колорадо (часть Большого Вашингтона, округ Колумбия), и стала «разминать ноги» на Аштанга Йоге в Мастер-стиле. В последние восемь месяцев в моем новом доме я посвятила себя практике и изучению Мастер-стиля, как никогда раньше. Я — преподаватель йоги, хотя главным образом обучаю Виньяса-йоге. Оглядываясь на последние полгода, которые я посвятила практике и преподаванию в округе Колумбия, я поражаюсь тому, сколь иначе я ощущаю себя как учитель и как отношусь теперь к преподаванию.

Мне кажется, что моя практика практически во всем тому причиной.

Но сначала позвольте мне кое-что в корне пресечь – я ни в коем случае не утверджаю, что один стиль йоги делает лучших учителей. Я осознаю, что то, что я пишу здесь, не является исключительным для Мастер-стиля Аштанги. Я уважаю существование множества различных путей в йоге, подходящих для различных людей. Но ведь мне приходится писать исходя из своего опыта, так что вот так. Итак, почему же практика Аштанги сделала меня учителем йоги лучше, чем я была.

1. Повторение. Звучит тоскливо? Ни капельки. Повторение одних и тех же поз изо дня в день означает, что вы действительно узнаете их очень-очень хорошо.

Повторение Первой серии дало мне понять, что только оттого, что я могу сделать что-нибудь, не означает, что это «сделано». Напротив, я обнаружила, что когда я впервые успешно выполняю или заплетаюсь в какую-нибудь позу – это только начало.

Теперь, когда я замечаю, что так или иначе «справилась» с позой или переходом, тогда я начинаю искать пути сделать их трудными снова. Не поймите меня превратно. Хотя, я и строга к себе, все равно я так же склонна к жульничеству и ловким маневрам уклонения (cheating and artful dodging – слова David Garrigues), как и парень на соседнем коврике. Поэтому, когда у меня есть время поразмыслить, я спрашиваю себя, где в своей практике я «халявлю»? Всегда есть возможность развить ее дальше. Как пример, стремление найти вызов в позах, которые мне даются проще всего, типа прогибов (и последовательность Аштанги помогла мне как раз с этим), дало мне больше инструментов для обучения им.

И еще… есть просто находки и открытия, приходящие к вам в гуще вашей собственной практики.

Взять к примеру хотя бы треугольник и вытянутый боковой угол. Верно, старые добрые позы стоя. В них нет ничего модного и классного; это не те позы, что преподаватели йоги выбирают на аватарку в Фейсбуке. Но нынче я ощущаю эти позы так, как никогда прежде – и я обучаю им из этого опыта. Я обучаю этим позам из своей собственной практики. Я учу не тому, что записано в книжке, а чему-то реальному.

2. Непосредственный регулярный контакт с учителем. Уже давно я поражаюсь тому, какими тайнами мастерства обладают мои любимые учителя Виньясы, которые позволяют им так хорошо налаживать контакт со студентами на их популярных и переполненных классах. Может быть причина в том, что они сами в прошлом занимались самостоятельно или на Мастерах, или же просто они обладают природным даром к установлению отношений и состраданию. Чем бы это ни было, я обнаружила, что не способна это скопировать. Может быть, мне не хватает более прямого, интуитивного преподавания.

Я таки добралась до зала с Мастер-классами. Я уже была в предвкушении практики, так как знала, что по ходу буду получать эти мини-персональные наставления – и уж поверьте мне, я включила практически все из них в свой личный инструментарий. Мне хотелось передать другим то ощущение, которое дали мне эти учителя – ощущение заботы обо мне, хотя на деле меня учили тому, как позаботиться о себе самой.

Мне, конечно, не выпадала честь вести Мастер-класс. На классе Виньясы в отведенные нам 75 минут я не могу остановить любого студента и дать ему мини-персональный совет. Так как же то, чему я научилась на Мастерах, проникло в мое преподавание ведомых виньяса классов?

Все больше до и после класса я вела беседы со своими студентами об их практике, о вещах, над которыми конкретный студент работает. Все больше я учу в настоящем, в текущем моменте. Чем дальше, тем больше я стараюсь соблюдать осторожность прежде, чем переходить к правке – спрашивая себя, а что им на самом деле нужно? Может, не слишком много. Может, хватит всего нескольких устных намеков. Все больше я уважаю то, где они сейчас, вместо того, где бы я хотела их видеть.

3. Уважение к индивидууму. Я развиваю чувство уважения к силе и внутренней мудрости любого человека, входящего в дверь класса, который я веду. Со стыдом признаюсь, что это скорее недавнее усовершенствование в моей жизни как учителя. Это результат нескольких вещей, но очень во многом следствие . В первой серии это «поза преткновения» для многих, в ней, лежа на животе, требуется расположить обе ноги за головой, а ладони соединить за спиной.

Звучит нелепо?

Мне тоже так казалось. Особенно с тех пор, как эта дурацкая поза была одной из тех вещей, из-за которых мне не позволяли перейти ко второй серии (мой учитель хотел видеть, как я сама забираюсь в эту позу без помощи). О, как же я была недовольна! Настолько, что даже решила отыскать разгадку. Я решила собрать воедино все подсказки, хитрости и техники, которыми делились со мной учителя, и применить их к своему собственному телу. И только представьте – у меня получилось! Это был метод, которому меня никто строго и четко не обучал. Я разработала его, изучая другие методы и исследуя свое собственное тело и пропорции.

Этот опыт позволил мне обрести глубокое ощущение своей собственной силы и мудрости. Не учитель дал мне позу – я сама это сделала. Когда он просил меня забраться в позу самой, это было для того, чтобы показать его уверенность в том, что я сумею сделать ее самостоятельно. Благодаря этому открылось его желание, чтобы я была способна продвигаться через свою практику с минимальной помощью. Теперь мне ясно, что как у известных мне учителей нет всех готовых верных рецептов для меня, так и у меня необязательно будут готовые решения для кого-нибудь другого. У меня, как у преподавателя йоги, нет ответов на все вопросы. Лучшее, что я могу сделать – это дать человеку пространство для нахождения своих собственных ответов, и может быть немного веры в то, что они могут, на самом деле, отыскать их.

4. Отыскание баланса. Баланс между усилием и расслаблением, напором и потворством себе, страстью и обязательством, сомнением и принятием. Должна ли я взять выходной, потому что ночью глаз не сомкнула, или же мне нужно встать и практиковать? Нужно ли мне отдыхать из-за травмы или же модифицировать свою практику? Хочу ли я этим заниматься, потому что люблю это или же, потому что мне кажется, это что-то, что я должна делать? Насколько я могу довериться этому учителю, этой системе йоги, и что я утаиваю от себя самой?

Практика на Мастере поставила меня нос к носу с этими вопросами. Вот, что случается, когда вы беретесь за практику, являющуюся частью системы, особенно за такую, которая по какой-то причине обычно включает в себя практику ни свет, ни заря на супер-пустой желудок шесть дней в неделю.

На случай, если я вас распалила, должна вас сразу предупредить, что у меня нет всех ответов на вышеперечисленные вопросы. Однако я лучше ориентируюсь среди этих неясностей, и лучше способна поощрять других искать их личное чувство баланса. Я не предполагаю, что он будет таким же, как у меня.

Честно, практика аштанги в Мастер-стиле сделала меня лучшим студентом, чем я была. Со стыдом признаю это, но раньше было так, что находясь на другом классе йоги, я замечала, что мысленно стою с блокнотом и делаю пометки о классе. Это мне нравиться? — Галочка. Это мне не нравиться? — Минусик.

Теперь же, когда я занимаюсь на классах, которые посещаю время от времени вдобавок к практике Мастеров, я скорее склонна предаться переживанию опыта в качестве студента. Но я большая девочка и не отдаюсь этому опыту безгранично. Я не собираюсь делать что-то такое, что принесет вред моему телу только потому, что так мне сказал какой-то преподаватель.

5. Самостоятельная практика. Это самая суть всего. Я практикую на своем коврике, в своей собственной голове, с моим собственным дыханием, с моим собственным телом и с периодической помощью преподавателя. Я не просто выполняю позы, позы живут, дышат и развиваются через меня. Я знаю эти позы, и это значит больше, чем просто отмечание их в списке галочкой «сделано», а это знание того, что они беспрестанно меняются и эволюционируют. Я знаю, каково это практиковать и быть оставленной в одиночестве (или, в действительности, быть предоставленной самой себе), в сравнении с тем, когда учитель может подойти и помочь. Я обладаю ощущением своей личной силы, своей личной мудрости и собственным упорством, цепкостью от этой практики, которая показала мне, что ответов у меня внутри не меньше, чем вопросов. На моем коврике у меня есть регулярный опыт нахождения «в шкуре», как учителя, так и ученика одновременно.

Вероятно, именно опыт ученика является самой значимой составляющей. Меня в некотором смысле «коробит» от слов, что практика Мастер-стиля Аштанги сделала меня лучше, как учителя йоги. Мне, правда, становится при этом неуютно. Что я действительно хочу этим сказать, так это то, что я чувствую себя лучше в своей собственной шкуре, как учителя, так и ученика.

Так может мне просто стоит сказать, что это сделало меня лучшим учеником. Или, возможно, просто лучшую личность, чем прежде.

Или же как насчет просто … сделала лучше?

 

Один из комментариев к оригинальной статье:
Спасибо за то, что обратили внимание на важность повторения. Я говорю своим студентам на классах виньясы, что они могут делать одни и те же позы день за днем до конца жизни, и они никогда не будут одинаковыми. Причина в том, что когда мы встаем на коврик, мы уже не та же личность, какой мы были вчера, месяц или год назад… Мы – и наша практика – продолжаем эволюционировать; каждый день предел, край меняется. Он может уходить вперед, может отодвигаться назад… так как мы оттачиваем умение прислушиваться к нуждам своего тела… уважая это священное настоящее мгновение дабы практиковать ахимсу.

 

~ Jean Marie Hackett

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.5 особенностей практики Аштанги, сделавших меня лучшим учителем / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a

Вас может заинтересовать

(46) (3) (21) (15) (3) (8) (3) (4) (72) (16) (70) (4) (60) (31) (35) (3) (90) (20) (8) (1) (6) (16) (2) (13) (1) (1) (31)