Аштанга Йога Терапия (часть 1)


За многие годы я наслушался разных порочащих аштанга йогу историй, возникающих из-за интенсивности практики, и множества рассказов о травмах. Частично проблема заключается в том, что физически одаренные люди быстро становятся учителями, не обязательно обретая истинные знания, которые жизненно необходимы для настоящего грамотного учителя. Легко не заметить леса за деревьями, когда тело становится впечатляюще развитым. Физически одаренные неофиты менее защищены от попадания под контроль эго, тогда как более зрелых и опытных учителей время и практика сделали более скромными и смиренными. С моей точки зрения, существующее преподавание, доминирующее на международной арене аштанги, не обладает тем вопрошающим любопытством, которое лежит в основе любой развивающейся системы.

На начальном этапе К.П.Джойс был йога терапевтом самого радикального толка. Он применял свою терапию индивидуально. У меня возникает чувство большой потери, произошедшей из-за популярности системы. Так как более крупные классы приходится изменять, чтобы подстроится под растущее число студентов, интуитивные модификации, бывшие терапевтическим даром Гуру Джи, в большей степени оказались утеряны. Я был свидетелем того, как он ломал неплотные спайки, раскрывал грудину с громоподобными звуками, которые делают хиропрактику схожей с Рейки.

Учитель, знающий, когда остудить пыл ретивого студента, оказывает ему огромную услугу.

Он мог определить анатомические аномалии и подкорректировать акценты в асане или виньясе в сторону специфических нужд человека. И он делал это с любовью, даже когда он кричал “bad man”. В его голосе всегда слышалось сострадание и обычно немного юмора.

Так как все студенты обладают телами разных конституций, разным отношением и предшествующими обстоятельствами, трудно иметь систему или учителя, который способен безупречно учесть нужды каждого.

Мне бы хотелось поделиться ортопедическими, диетологическими и духовными аспектами йога терапии, которые я обнаружил и применял в своей практике. Практике, наполненной многими из вышеперечисленных трудностей.

Больше других с этими проблемами рискуют столкнуться студенты с самой агрессивной практикой, ориентированные на цель, желающие завершить различные серии аштанги, не до конца понимающие опасности слишком быстрого выполнения этого. Верю, что серии аштанги прекрасны и захватывающи, но личности типа “go for it”, “no fear”, “just do it” (дерзай, без страха, давай-давай) оказываются в зоне риска по полной. Когда такой тип студента совпадает с учителем такого же типа, взаимоотношение становится еще опаснее.

На занятиях йогой физически одаренные студенты естественно быстро добиваются результатов, так как их тела развиваются и адаптируются гораздо быстрее других. Опасность здесь таится в том, что глубина понимания практики студентом может и не развиваться с той же скоростью. Учитель, знающий, когда остудить пыл ретивого студента, оказывает ему огромную услугу. Практикующий неофит такого типа легко может казаться многим достаточно продвинутым для учительства, фактически настолько внушительным, что то, чему он учит, может даже не ставиться под сомнение. Это почти не представляет опасности для учителей из относительно простых систем йоги, но в случае с продвинутой, ускоренной природой аштанги, разница в ответственности примерно такая же, как между толканием детских ходунков и посадкой пассажирского лайнера.

Я был неофитом, завершившим все продвинутые серии, по ошибке принимавшим способности моего тела за то, что мое эго принимало за продвинутого йогина, и все это привело меня туда, где я нахожусь сегодня. Я пишу это после 42 лет практики йоги, 33 из которых – аштанга. Я прекрасно понял и осознал, что существует вероятность значительных психологических и физических рисков, сопряженных с практикой йоги.

Для меня стойка на руках была гораздо легче, чем стояние на одной ноге.

Йога по своей природе является терапевтической. Постоянное непрерывное дыхание само по себе приносит наибольшую пользу телу/уму. Паттабхи Джойс непрестанно напоминал нам “free breathing, you” (свободное дыхание, ты). Идея заключалась в непрерывном дыхании без затруднений, что очень трудно во время практики продвинутых силовых поз.

Моя подруга Кэти Купер, аштангист-ветеран, всегда придавала особое значение мягкой практике. Она была моим сторонником в смягчении моей практики, в то время как я помогал ей увидеть, где ей требовалось нарастить силу вместо того, чтобы полагаться на свою гибкость.

Еще одним аспектом йога терапии являются тонкие, неврологические и гландулярные связи, которые образуются во время асаны. Гуруджи рекомендовал определенные позы для стимулирования поджелудочной железы или детоксикации печени.

Я делаю упор на физических терапевтических аспектах практики. Похоже, что любая завершенная система исцеления кроме всего прочего учитывает влияние ума на тело, и психологические/духовные составляющие. Я также, насколько смогу, буду обращать внимание на этот аспект йоги.

Приведение мозга в равновесие в аштанга йоге не упоминается. Я помню Гэри Крафтсоу, одного из самых продвинутых преподавателей вини-йоги, говорящего об аштангистах, которые не скоординировали свое левое и правое полушария мозга. Этому придается особое значение в вини-йоге. Я честно просмотрел материалы, о которых он говорил, и позже изучил “Познавательную кинезиологию” и “Гимнастику Мозга”. Я был хорошим подопытным, так как я никогда не ползал, будучи ребенком. Я родился слепым по калифорнийским стандартам: я сидел до тех пор, пока не научился ходить, пропустив неврологический организационный эффект ползания. В свои 30 лет упражнение кресто-ползание (cross-crawl ) стало частью моей практики. Похоже, что проблемы с глазами и нарушение равновесия мозговых полушарий внесло свой вклад в очень плохой баланс в положении стоя. Гуруджи постоянно называл меня на занятии “dancing man” (танцующий человек). Для меня стойка на руках была гораздо легче, чем стояние на одной ноге. В своей терапевтической практике я проверяю на наличие такого дисбаланса. Даже если человек не рождается с этой проблемой, часто она возникает от умственного переутомления. Я заметил, что она наиболее распространенна среди тех, кто связан с колоссальными объемами исследований, с подготовкой к тестам или принимал много лекарств (наркотиков?). В большинстве случаев с проблемой легко справиться с помощью простых упражнений и диеты. Для работы с этим я включил в свою практику простые, короткие упражнения.

Читать вторую часть…

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Аштанга Йога Терапия (часть 1) / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)