Физиология просветления: Изучаем суть аштанги с Ричардом Фриманом


Многим начинающим, а также еще большему числу продвинутых практиков,
кажется, что хатха йога, по большей степени, служит для придания
телу особых форм с целью достижения различных ментальных и физических
эффектов и благ. Такое мнение может сложиться особенно об аштанга
виньяса йоге, которая требует не только силы и гибкости, но и ловкости,
и выносливости.

Если бы йогу можно было свести только к этому, то мерой успеха являлось
бы количество и трудность исполняемых вами поз. Следовательно, адепт,
практикующий вторую серию аштанги, превосходил бы того, кто делает
только первую серию, а человек, у которого получается лотос, был
бы более совершенным йогом, чем сидящий со скрещенными ногами на
кирпиче.

Но суть хатха йоги — включая аштангу — для Ричарда Фримана слабо
связана с внешней формой или «уровнем» практики. Еще меньше
она связана с закручиванием тела во все более и более сложные положения.
Вместо этого у него хатха йога, прежде всего, дает облегчение, освобождает
от мыслей и открывает жизнь такой, какая она есть, в результате
чего вы произносите восторженное «Ах!» — и приходите к
более глубокому пониманию.

По словам Ричарда, «первое качество йоги — это удовольствие».
«Критерием вашей практики должно выступать хорошее самочувствие,
а не способность «завернуться». Чем больше вы начинающий,
тем более продвинутыми вы являетесь, потому что основы — это и то,
где находится продвинутая практика. Лучшим способом практиковать
— это не практиковать, не делать ничего вовсе. Йога же наоборот
вовлекает в такой процесс наблюдения, при котором ум освобождается
от его привычки вешать на все вокруг ярлыки и давать имена; таким
образом, вы можете просто видеть — никем не являясь и смотря в никуда.
Тогда ум погружается в сердце, и вы видите вещи такими, какие они
есть на самом деле».

Такова была основная тема семинара, который Ричард Фриман при поддержке
Чикагского центра йоги (the N.U. Yoga Center of Chicago) проводил
с 21 по 23 сентября в Эванстоне. Изначально семинар был запланирован
на неделю ранее, но затем его отложили из-за террористических актов,
изменивших полетный график Ричарда. Участников семинара, которых
было больше 60, Ричард потчевал своим добродушным стилем, обаятельным
остроумием, блистательным умом и поразительно богатыми познаниями
в йоге. Вот некоторые ключевые моменты, которыми он поделился.

Йога начинается с освобождения

Одним из аспектов, которые мне нравятся в подходе Ричарда к йоге
больше всего, является его акцент на внутренних чувствах и ощущениях,
выступающих в роли гида к выстраиванию. Когда мы стояли в Самастхити
(Тадасане) в начале серии аштанги, он объяснил, что цель практики
заключается в пробуждении центральной оси тела, от муладхара чакры
в тазовом дне до сахасрара чакры в макушке головы. Мы делаем это
при помощи бандх (главным образом, мула бандхи, или корневого замка,
и уддияна бандхи, или брюшного замка), мантры (в данном случае звука
простого дыхания в уджджайи пранаяме) и дришти (взгляда), чтобы
погрузиться в выстраивание, сфокусировать ум и облегчить движение
праны по направлению к восклицаемому «Ах!».

Самое важное – это то, что мы начинаем так, как, по его словам, рекомендовано в Йога Шастрах – с освобождения. Как говорит Ричард, нижняя часть неба – это хранилище сострадания или доброты. Позволяя освободиться нижней части неба, мы освобождаем ум от напряжения мыслительного процесса и позволяем ему погрузиться в сердце, чтобы он мог видеть, что там находится, на самом деле. Это освобождение также позволяет апана пране опуститься к тазовому дну, где она способствует мула бандхе и пробуждает внутреннее дыхание, или кундалини, чтобы поднять «центр» на более высокие уровни осознанности, в которых заключается йога.

Для достижения этого освобождения он советовал нам позволить взгляду стать спокойным и мягким, а самим – принять позицию незнания того, что делать. Взамен мы должны просто смотреть, открыть ум и ощущения и слушать дыхание, в идеале – удджайя пранаямы, которое создает тонкий звук, или мантру, в верхней части дыхательного горла. Мы позволяем дыханию быть долгим и ровным, словно растягивая ириску, чтобы помочь сконцентрировать ум. Мы проводим дыхание глубоко под живот, к месту, на пару сантиметров выше центра промежности – месту, где начинается уддияна бандха. И мы позволяем освобождению неба эхом отозваться в тазовом дне, где лобковая, копчиковая и седалищные кости опускаются, позволяя подняться центру промежности и создавая мула бандху. Этот процесс овладевает мышлением, все больше успокаивает ум и позволяет пране подниматься по нашему центру к макушке головы, открывая нам путь к просветлению.

Ключ к разгадке в мула бандхе

Для Ричарда этот процесс просветления заключает в себе суть йоги. А ключ, открывающий путь к ней,  – это  мула  бандха, которая, по его словам, является асаной (основой или фундаментом) всех асан. Но мула бандха – это не сжатие мышц, как часто думают многие и чему учат. Напротив, мула бандха представляет собой еще более тонкий и глубокий процесс, связанный с освобождением, нежели с усилием.

«Мула бандха скользкая, словно косточка авакадо», — отмечает Ричард. «Чем больше вы пытаетесь ее поймать или сжать, тем больше она ускользает от вас. Она не то, что вы думаете. В действительности, она вне мысли и получается только тогда, когда вы отпускаете мысли. Но вы должны всегда стремиться к ней, потому что через нее пламя читты, или апаны, первичной жизненной энергии, поднимается из тазового дна, чтобы лотосом с тысячью лепестков проявить себя в макушке головы. И, как все цветы, вы держите его за стебель, а не за бутон, чтобы не смять. Таким образом, вы должны держать цветок не ртом, а тазовым дном».

Чтобы обозначить мула бандху, вы расслабляете промежность и позволяете ее четырем краям – лобковой кости, копчику и двум седалищным костям – упасть, так чтобы средняя часть всплыла вверх. Ричард говорит, что это действие похоже на то, что происходит в детской игре, когда несколько человек держат края парашютной или шелковой ткани и резко тянут ее к полу, накрывая детей. Центр парашюта поднимается и висит куполом в воздухе. «Вместо того чтобы заставлять плыть то, что идет ко дну (края таза), — говорит он, — потопите потопляемое, чтобы дать возможность плыть тому, что может плавать (центральная точка промежности)».

Чтобы выполнить мула бандху, вам нужно выстроить свой центр. Для этого потребуется увести пахи назад, чтобы промежность выстроилась по центральной оси, а лобковая кость начала двигаться вниз и назад. Затем вы освобождаете небо и рот и позволяете освобождению идти дальше до самых седалищных костей. Наконец, вы опускаете копчик и позволяете подняться центру промежности. Ричард сравнивает это с вдохом через длинную соломинку, которая засасывает наверх тазовое дно.

Описывая связь противоположностей, характеризующую мула бандху, Ричард также использовал образы бракосочетания. Лобковая кость, или королева, возлюбленная копчика, или короля. В каждой позе копчик ищет соединения с лобковой костью. Чтобы это произошло, принципы внутреннего вращения и принципы внешнего вращения, которые он уподоблял подружкам невесты и дворцовым стражам, помогают приблизить лобковую кость и копчик друг к другу. Но этот «обслуживающий персонал» должен оставаться вне брачной спальни промежности, так же, как и крестец, который он сравнивал с матерью копчика. Она должна двигаться по направлению к пупку. Когда копчик энергетически соединяется с тазовой костью, вы получаете мула бандху. Так что в практике йоги, по его словам, вы позволяете лобковой кости и копчику делать свое дело, а сами не мешаетесь под ногами. Тогда королевство процветает.

Ритм выстраивания

Чтобы всё это происходило во всех асанах, все должно быть правильно выстроено. А для правильного выстраивания вам необходимо следовать ритму дыхания. Вдох создает внутреннюю спираль, женскую силу. На вдохе вы освобождаете, позволяете лобковой кости опуститься назад, а седалищным костям укорениться глубже в пол. На выдохе вы втягиваете копчик и создаете внешнюю спираль, мужскую силу.

Ричард использовал первые три позы последовательности аштанги, чтобы проиллюстрировать ритм выстраивания. Когда вы вытягиваетесь на экам (первая позиция), вы сбрасываете напряжение через пятки. (Как говорит Ричард, вдох всегда связан с укоренением в землю.) Когда вы ныряете в дви (вторая позиция, уттанасана), вы выкапываетесь из «пещеры» крестца, позволяя лобковой кости пойти назад, а тазу – наклониться вперед, чтобы закрыть тазобедренные суставы. Согласно Ричарду, это движение должно происходить от пламени чистого осознания, в дюйме (2,5 см) над тазовым дном. Когда вы вытягиваетесь на трини (третья позиция), вы тяните копчик назад и вовнутрь, чтобы завершить процесс мула бандхи.

Под руководством Ричарда мы продолжительное время держали трини, дабы почувствовать действие в тазу. Он использовал метафору ангелов дыхания, которые тянут тазовое дно за четыре стороны, чтобы помочь нам в достижении правильного выстраивания. Во всех позах мы прибегали к этим принципам практики, воображая, как ангелы земли тянут нас вниз в сидячих позах или как небесные ангелы тянут нас вверх в перевернутых.

Например, в Пашчимоттанасане (наклон вперед сидя) на вдохе мы вытягивались и на выдохе складывались, позволяя лобковой кости уйти назад, тазобедренным суставам закрыться, а седалищным костям опуститься на пол (с помощью ангелов, конечно). Затем на выдохе, чтобы завершить процесс мула бандхи, мы направляли копчик вниз и вовнутрь и внешние складки пахов тянули вниз (внешняя спираль). Данная последовательность наряду с дыханием – и исключительно точными инструкциями Ричарда – очень помогли мне более полно входить в позы.

Во всех позах мы также применяли несколько других принципов выстраивания. Одним из них было отведение плеч вверх и назад и подъем внутренних подмышек в «позу банкира», как ее называл Ричард. Другой принцип – сохранение чувства собственного достоинства и благородства в позе. Помогая нам прийти к этому, он советовал смотреть на кончик носа, как это делают снобы, для того чтобы достичь освобождения нёба и активизировать черепной нервный центр, препятствующий укорачиванию шеи, когда мы запрокидываем голову назад в позах, подобных Собаке мордой вверх. Так Ричард придумывал позам новые шуточные названия: рыба-сноб, поза летящего банкира, сноб-герой, поза банкира лицом вверх и тому подобные, напоминая нам о необходимости использовать эти принципы выстраивания.

Вот несколько других советов по выстраиванию, которыми он поделился и которые он узнал, работая с такими мастерами, как Б.К.С. Айенгар и Паттабхи Джойс, а также практикуя самостоятельно.

— В позах стоя держите пальцы на ногах разведенными и «сияющими» и отяжеляйте пятки.
— В прогибах поддерживайте тонкую контрпозу. От нижних передних ребер кожа спускается вниз, и передние мышцы начинают работать так, чтобы позволить почкам раскрыться, а нижним ребрам обеспечить подъем назад.
— Всегда отделяйте копчик от крестца. Копчик движется вниз и внутрь, по направлению к лобковой кости. Крестец движется вверх и внутрь, по направлению к пупку.
— В позах сидя продвигайтесь вперед поочередно через основания пальцев ног и пятки, чтобы установить равновесие в тазовом дне.
— В отбросах назад «кидайте» свое сердце и лицо вперед, направляя взгляд на какую-либо точку, что поможет удержать плечевой пояс незатронутым.

Находясь в позе, мы использовали волнообразные движения и пульсацию дыхания, чтобы оттачивать выстраивание, но в то же время следили за тем, чтобы дыхание оставалось полным и ровным. Ричард утверждал, что точность в выстраивании позволяет захватить ум и направить его в медитацию. Наша цель состоит в том, чтобы отыскать центральную ось, а затем просветлеть. Он прибегал к образу нанизывания поз на нить дыхания, дабы показать, как важно помнить о дыхании. «Позы без дыхания подобны бусинам без нити,» — говорил он. – «У вас не получится ожерелья без нити. Все, что у вас будет, это горстка бусин».

Замечательный учитель

Ричард Фриман один из самых опытных учителей йоги, у которых мне посчастливилось обучаться. Его отличает не только удивительная практика асан, но и потрясающие ум, эрудиция и опыт в разнообразных духовных и философских течениях, начиная от практики дзэн и буддистской випассаны и заканчивая бхакти и хатха йогой, суфизмом и западной философией. Этот широкий кругозор, кажется, углубил его понимание каждого из этих подходов – словно эти разные колодцы наполнялись водой из одного и того же источника – и развил в нем проницательность, скромность и чувство юмора, приятные окружающим.
На радость окружающим Ричард поделился частью сокровищ своего знания в только что вышедшем собрании аудиозаписей, под названием «The Yoga Matrix» [Матрица йоги], выпущенным Sounds True Recordings (звуковой фрагмент, а также более подробную информацию можно получить на www.yogaworkshop.com). К тому же, в настоящее время он завершает работу над книгой по первой серии Аштанги, которая должна выйти в начале следующего года. Стоит непременно ознакомиться. И если вам когда-либо представится возможность поучиться у этого внимательного учителя, ни в коем случае не упустите ее. Вы чудесным образом проникнетесь йогой – и жизнью.

Тим Новорита.
Перевод: Олеся Пыршева

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал. / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a

Вас может заинтересовать

(47) (3) (22) (15) (3) (8) (3) (5) (73) (17) (71) (4) (62) (31) (37) (3) (91) (21) (8) (1) (6) (16) (2) (1) (14) (1) (1) (31)