ENGLISH


     
            ПОДПИСАТЬСЯ

 

ИНТЕРВЬЮ С ШРИ Т.КРИШНАМАЧАРЬЕЙ

Он живет тихо, подобно наполненному горшку (общеизвестно, что пустые горшки шумны), постоянно светясь, как яркий светоч знания. Ежедневно работая в своем стремлении к знанию, он живет жизнью риши древности, хотя и обитает в своем доме вместе с женой и семье…


Король и Юноша - составлено "Хастамом" в Kalaimagal, Pongal, 1984
(перевод на англ. Берта Франклина и С.Венкатарамана)

Раджа: Тебе следует отправиться со мной в Мастер!
Юноша: Зачем? С какой целью?

Раджа: Это долг Раджи помогать блестящим юношам, которые принесут славу нашей стране. Приходи жить во Дворец. Я найду тебе чем заняться, что будет достойно твоим навыкам.
Юноша: О! Вы хотите, чтобы я работал во Дворце? Зачем? Не в моих правилах работать на кого-либо и получать за это плату! Я надеюсь жить свободным, а не как слуга, Сир!

Раджа: Ты можешь жить свободно, насколько пожелаешь. Просто отправляйся со мной во Дворец.
Юноша: Деньги и статус для меня ничего не значат. К чему я стремлюсь, так это к знанию. Я буду служить только моему Гуру. В этом мире никому не буду слугой, и не буду ни на кого работать!

Раджа впечатлен самоуверенностью и твердостью юноши, граничащей с нахальством, и дает обещание: "Ты можешь жить во Дворце независимой жизнью". И они отбывают вместе.


ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ СПУСТЯ

Вышеописанный случай произошел около шестидесяти лет назад. Юноше теперь уже стукнуло 96 лет. Сегодня он - в сердце индийской культуры, даже, более того он - это сердце. Он живет тихо, подобно наполненному горшку (общеизвестно, что пустые горшки шумны), постоянно светясь, как яркий светоч знания. Ежедневно работая в своем стремлении к знанию, он живет жизнью риши древности, хотя и обитает в своем доме вместе с женой и семье.

После жизни, проведенной в овладении знанием, сегодня, в возрасте 96 лет, его мудрость охватывает не только такие дисциплины, как Шастра (в данном контексте речь идет о писаниях в широком смысле - прим.пер.), Таркам (логика, часть индийской философии), Вьякаранам (грамматика), Йога, но и все аспекты повседневной жизни и то, как человек может постоянно осознавать присутствие Бога. Он никогда не учился тому, как заработать на жизнь обычным путем, но сам искал мудрецов, пандитов, чтобы вести с ними полемику, обучаться и самому стать пандитом охватывающей весь мир Веды.

Сегодня мы не только ощущаем его мудрость, но также нас захватила и удерживает его уверенность и энтузиазм, проистекающие из его знания. Нас поражает и внушает благоговейный страх его свободные и плавные речи и масса иллюстраций и цитат из Шастр. Мы чувствуем, как руководящий принцип его жизни, его независимость ото всех, кроме своих исследований, с его возрастом еще больше усилился.

Сегодня предметом самой большой его гордости является не все те награды, что он получил от Раджей Дхарбанги, Диккангхата и Мастера, а то, что спустя множество этих лет, среди его учителей были такие личности, как Вамадева Бхаттачарья и Рама Мохана Брахмачарья. Он провел свою гурукулу, (Материал из Википедии - свободной энциклопедии: Гуруку?ла - древнеиндийская ведическая школа, одна из разновидностей школы-интерната. Традиционно, в гурукулах студенты или ученики жили в ашраме своего гуру.[1] Гурукула была местом, где ученики жили вместе на равных, независимо от своего социального положения. Они обучались у гуру и служили ему в повседневной жизни, стирая его одежду, приготавливая ему пищу и т. д. - прим.пер.) не поднимая обычного в этом случае шума по поводу того, где ему обучаться и кто должны стать его учителями в различных Шастрах. Он провел почти 20 лет в Видья Питамс Северной Индии (места изучения философии).

Мудрец Вайшнавов, Шри Т. Кришнамачарья, живет в доме, хотя традиционно мудрецы проводили свои последние годы, живя в лесу, оставив все привязанности Земли. Он поставил себе цель - быть живым примером того принципа, что человек может жить с семьей, при этом сохраняя традиции лесных мудрецов, как листья лотоса способны жить в воде, оставаясь всегда сухими. Благодаря своей дисциплинированной жизни, в нем невозможно разглядеть признаков его весьма немалого возраста. Он прекрасно использует свое образование, свой опыт и свое знание упражнений Йоги, чтобы исцелять физические и психические заболевания человечества. Давайте же послушаем историю его молодых лет с его собственных слов:

Шри Кришнамачарья говорит:

"Мой отец был моим первым Гуру. Он был известен под именем Ганапати Шриниваса Тхатхачариар. Нашим родным языком был Каннада. Мой отец был хорошо известным пандитом Вед. Меня облекли в священный шнур в возрасте 5 лет. И с этого момента я изучал Шастры с моим отцом. Он поднимал меня в два часа утра и просил произнести нараспев Веды по памяти определенное число раз. Если я немедленно не давал ответа, он спокойно закапывал мне воды в ухо, чтобы меня разбудить. Он был очень строгим. Если я совершал ошибку, он не только исправлял ее, он к тому же еще и круто меня наказывал. Он присоединялся ко мне при рецитации. В высшей степени очаровательно и трогательно слышать глубокие тона скандирования в безмолвные ночные часы".

"В те времена был колледж под названием Чамарадж Санскрит Колледж в Мастере. Я прошел экзамен по Шастрам и Пурва Мимансе на уровень Видвана (подобно докторской степени в Индии - прим.пер.). Мне было 16 лет. Я сделал практику дискуссий по предметам Шастр с профессорами того колледжа и с любыми из пришедших туда пандитов. Я даже препирался с ними! Вот как я обнаружил, что есть множество вещей, которые мне еще нужно изучить! Я стал жаждать больших знаний. Все связывающие обязательства и условности, типа семьи и родителей, померкли перед этой жаждой, этим устремлением. Во мне возникло желание изучать другие системы, такие как Таркам, Вьякаранам, Самкхья".

"В один из дней моей отец вел речь о Йога Сутры Патанджали. И в то время, как он продолжал рассуждать о Parinamatraya, Samyamath, Atheetha и Anahatha Jnanen, мне стало любопытно, что означают эти термины, и я спросил его: "Что такое Atheetha и Anahatha Jnanen?" В ответ он предложил, чтобы я выучил Йога Сутры Патанджали. Это заронило во мне зерно надежды на то, что я смогу обучаться Йога Сутрам у сведущего йогачарьи".

"По завершению моего экзамена на уровень Видвана в Мастере, я изучал Веданта Калакшепу (религиозный трактат о Веданте) и состоял на службе в Паракала Мутт два года. Это было совсем не тем, чего я желал. День за днем с ростом моей жажды обучения, меня все больше стесняло мое положение. В те дни, около 1905 года, в Каши (современный Варанаси(Бенарес) - прим.пер.) находились очень хорошие пандиты Вед. Главой Sansksrit Vidya Peetam Каши был Махамахопадьяя Ганганатх Джа. Мой отец, понимая мое нетерпение к дальнейшему обучению, дал мне разрешение отправиться в Каши. Около десяти мои коллег из Мастерского Колледжа присоединились ко мне тогда, но, насколько мне известно, никто из них не остался на весь курс. Я изучил Таркам у Вамадева Бхаттачарья. Я пробыл в Каши 11 лет, где повстречал и подружился со многими пандитами. На том этапе я не знал ничего, кроме учебы и Гаятри Мантры. Мое знакомство с Махамахопадьяя Ганганатх Джа создало поворотный пункт в моей жизни. Между нами возникла сильная приязнь. Позже он попросил меня обучать его собственного сына, Амарнатх Джа".

"В то время существовал известный университет в месте, называемом Навадвипам. Институт был просто забит учеными пандитами. Они называли его Университет Надия. Мне хотелось отправиться туда и окончить курс по Даршана Сутрам. Это означало пребывание там в течение целого года. Но сын моего учителя, Девендра Бхаттачарья (врач на военной службе) сказал мне, что мне будет сложно учиться, живя там, и что мне лучше обучаться в Каши, а затем пройти экзамен в Навадвипам. Он все для этого организовал. Когда я был готов, я отправился и пробыл в Навадвипам 11 дней для прохождения экзаменов. Мне присвоили титул Ньяя Ратнам, что означает "Сокровище Понимания". В то самое время проходила церемония вступления на трон Раджи Диккангхата (княжество внутри Дарбханга). Я получил приглашение и пришел. Я провел публичные дебаты с пандитом по имени Бихари Лал и победил его. Махараджа Дарбханга, впечатленный моей демонстрацией учености, пригласил меня в свой дворец и вручил мне награду и оказал почести".

ЙОГА: КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ

Было удивительно слушать, как Кришнамачарья восстанавливал в памяти все эти имена и места без малейшей задержки. Но как же ему удалось постичь Йога Сутры Патанджали и Йога Рахасью Натхамуни? Как такое возможно, что до сего дня он остается удивительно опытным и квалифицированным учителем Йоги? Когда ему задали эти вопросы, он ответил просто: "И за это я также выражаю свою благодарность Махамахопадьяя Ганганатх Джа".

Ганганатх Джа обладал титулом Йогачарья (Учитель Йоги). Когда Кришнамачарья добивался его наставничества, Джа спросил его, действительно ли он имеет серьезные намерения касательно изучения Йоги. Кришнамачарья все еще жаждал большего знания. Он ответил Ганганатх Джа, что это его настоящее устремление. В конце концов, именно его отец был первым, кто посоветовал ему овладеть Йога Сутрами. Сегодня он припоминает, что Ганганатх Джа сказал ему: "Если ты действительно желаешь освоить Йогу, ты должен отправить в путешествие за пределы Непала, так как именно там обитает Йогешварар Рама Мохана Брахмачарья. На языке Гуркха есть книга "Йога Гурандам". В ней ты можешь отыскать практическую информацию, которая затрагивает, к примеру, пользу практик Йоги для здоровья. Если ты направишься к Рама Мохана, то сможешь узнать полное значение Йога Сутр." Когда он услышал это, Кришнамачарья с нетерпением устремился к этой новой цели. Он хотел путешествовать со скоростью мысли, но должна была произойти некоторая задержка.

Случилось так, что в то время Лорд Ирвин являлся Вице-королем. Его Штаб-квартира располагалась в Шимле. Ганганатх Джа написал Вице-королю рекомендательное письмо с уверениями в квалификации, трудолюбии, знании Шастр, а также личных качеств, его юного друга Кришнамачарьи. Он просил помощи Вице-короля в получении необходимых документов для путешествия в Тибет. Но, как назло, Вице-король страдал от диабета. Военный врач Девендра Бхаттачарья занимался его лечением, но никак не мог добиться его окончательного выздоровления. Этим доктором был, как мы видели, сын учителя Кришнамачарьи в Каши, Вамадевы Бхаттачарья.

В один из дней Кришнамачарью неожиданно посетил советник Вице-короля, лично передав ему письмо от Вице-короля с просьбой приехать в Шимлу. Он оставался в Шимле шесть месяцев, обучая Вице-короля йогическим практикам. Диабет был в большей степени взят под контроль. Вице-король был крайне доволен и развил в себе уважение и любовь к молодому человеку. Он был счастлив принять все необходимые меры к тому, чтобы Кришнамачарья пересек Гималаи, покинул Индию, пересек Непал и попал в Тибет. Вот история этого путешествия, как она сохранилась в памяти Кришнамачарьи:

"Вице-король отправил вместе со мной трех своих помощников. Это было приблизительно в 1919 году. Издержки путешествия покрывались за счет британского правительства. Для защиты от холода нам сделали одежду из кожи. На пути мы наткнулись на жившего в пещере отшельника по имени Пилмуги. Мы пробыли с ним в пещере несколько дней, и затем продолжили наше путешествие. Мы достигли Манасасаровара и оттуда пошли в Мела Парватхам. У нас был даршан Тхираямбака Нараяна и наконец мы добрались до места обитания Рама Мохана Брахмачарьи, которому предстояло стать моим Гуру. Мы шли два с половиной месяца".

"При встрече с моим Гуру я простерся перед ним. Было очевидно, что Ганганатх Джа написал ему обо мне. Он принял меня с большой любовью и добротой. Я заметил, что хотя его и звали "Брахмачарья", он жил со своей семьей. Его старший сын, Рамачандра Брахмачарья, до сих пор жив, ему около восьмидесяти лет. Нашей едой были пури (индийский хлеб), халва (паста из овощей или фруктов с подсластителем и гхи) и чай. Мой период гурукулам здесь в Тибете продолжался семь с половиной лет. Рама Мохана заставил меня запомнить наизусть всю Йога Гурандам на языке Гуркха. Эта книга касается различных ступеней Йога Сутр Патанджали в очень четком, но при этом обширном комментарии. Это необходимо, потому что Сутры по определению очень сжатые. В Йога Гурандам с большой ясностью описаны различные виды Йога поз и движений. Только после изучения этой книги можно понять внутренний смысл и науку Йога Сутр Патанджали".

После возвращения Кришнамачарьи в Каши в качестве выдающегося ученого и эксперта по Йоге, Махараджа Джайпура призвал его на службу главой Видья Шалы (Центра обучения философии и Йоге) в Джайпуре. Такое положение, с наличием регулярных занятий и требованием нести ответственность за множество людей, было не по душе свободолюбивому Кришнамачарье. Близилась Шрадха (ежегодное почитание) его отца, так что под этим предлогом он вернулся в Каши. Он получал удовольствие от встреч и бесед с различными пандитами, которые обучались вместе с ним в Каши. Впечатленные новыми техниками, которыми овладел Кришнамачарья, Амарнатх Джа, сын Ганганатха Джа, представил его разным монархам и он обрел широкое признание.

В то время Махараджа Мастера, Кришнараджа Вадияр, появился в Каши для празднования Шастиабдапуртхи (шестидесятилетия) своей матери. Услышав о Кришнамачарье, он пригласил его посетить Дворец в Мастере. Махараджа был весьма впечатлен манерой юноши себя вести, его компетентностью и ученостью.

В Мастере Кришнамачарье предоставили помещение во Дворце и, как он пожелал, была сооружена студия Йоги. Он приходил обучать Йога асанам один или два в неделю, и в течение трех лет семь или восемь учеников были готовы преподавать. И тогда король построил еще три студии общей стоимостью двести тысяч рупий, огромный вклад в ценах тех дней. Кришнамачарья стал самым ценным советником Махараджи и получил в пользование Дворец Джаянмохан. По просьбе Махараджи он написал несколько книг, включая Йога Магарондам, Йоганджали и Йогасаналу. Все эти книги были опубликованы Дворцом и Университетом Мастера. При поддержке Махараджи преподавание Йоги с большим успехом продолжалось около 16 лет, до 1946 года.


ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Движение Партии Конгресса шло полным ходом и когда временное правительство, или кабинет министров, был сформирован, К. Ч. Редди стал премьер-министром Мастера. В его обязанности входило сокращение государственных расходов в Мастере. По его мнению Йога Школа была не очень важна. К тому времени Кришнараджа Вадияр умер, а его племянник, Джаячамарадж Вадияр стал Махараджей.

Премьер-министр Редди отправил Кришнамачарье сообщение, прося его зайти к нему в офис. Кришнамачарья вернул послание с тем же сообщением: "Я независим. Я никому не слуга. Если вы желаете меня видеть, можете придти в Йога Школу и там со мной встретиться".

Премьер-министр ответил с распоряжением: Йога Школа должна быть закрыта в течение трех месяцев.

Но ученики Йоги не послушались этого приказа. Они организовали демонстрацию перед бунгало премьер-министра. Спеша объявить выговор ученикам, он упал в лестницы и сильно ушибся, выбив себе несколько зубов. После того, как он услышал от разных людей о мастерстве Кришнамачарьи в области аюрведической медицины, он послал своего секретаря, Венкатасами, к Кришнамачарье, чтобы назначить прием. Махараджа был поражен успехом лечения и присудил Кришнамачарье пять тысяч рупий. Кришнамачарья ответил: "Я не работаю ради денег. Мне не нужны деньги. Раздайте их бедным ученикам Йога Школы".

В 1937 году, во времена ранней славы Йога Школы в Мастере, Кришнамачарья был приглашен дать Обращение по случаю Начала Созыва в Университете Мастера. Это событие положило начало его продолжительным дружеским отношениям в Мадрасе, среди которых были Аллади Кришнасвами Айер, Т.Р. Венкатарама Шастри, В.П. Рамешан, М.К. Намбиар и другие важные руководители. После Независимости, когда власть раджей и махараджей была уменьшена, эти друзья пригласили его в Мадрас. По настоянию своих друзей он незамедлительно взял в свое ведение занятия по Йоге, проводимые в Вивекананда Колледже по вечерам.

Вопрос: Содержат ли Йога Сутры специфические асаны, как средства от специфических болезней?

Ответ Кришнамачарьи: "Нужно тщательно изучить и установить первопричину нездоровья. Заболевание может произойти от изменений в питании. Имеются индивидуальные различия в карме. Шастры упоминают взаимосвязь между пищей и образом жизни, подходящими к каждому сезону. Если вы сдержанны и благоразумны в своих пищевых привычках, вы будете свободны от болезней. В Бхагавад Гите Господь убеждает нас есть только саттвическую пищу (не слишком острую, не слишком сладкую). Вьясар, Шанкара и другие писали комментарии, чтобы помочь нам понять Сутры Патанджали. Некоторое число асан точно описано в Йога Рахасье Натхамуни".

Вопрос: Мы не можем придерживаться того типа жизни, который изображен в Шастрах. Произошло слишком много изменений в образе жизни. В свете этих изменений, как вы думаете, практика Йога асан устарела или уже неуместна?

Ответ Кришнамачарьи: "В любом месте, в любое время, предки разработали Йога практики так, чтобы они подходили для всех. Меняются только отношение и обстоятельства людей. Время и пространство не меняются. Одно и то же солнце светит всегда! Луна тоже! Помните разговор между Рамой и Сугривой в древнем эпосе Рамаяна? Вибушана пришел к Раме, прося о защите. Сугрива и Хануман умоляли Раму не принимать его при тех обстоятельствах (которые заключались в том, что Вибушана был братом злейшего врага Рамы, Раваны). Рама отвечал: "Забудьте об обстоятельствах, забудьте о временах, никто, пришедший ко мне за помощью, не будет отвергнут".

С целью сохранить всю пользу от опыта и достижений Кришнамачарьи для человечества, Т.К.В. Десикачар, его сын, основал Кришнамачарья Йога Мандирам. Там Йога асанам обучают на научной основе. Многие выпускники Мандирам основали группы обучения Йоге и школы по всему миру, чтобы помочь человечеству жить в добром здравии. Что касается самого 96-летнего Кришнамачарьи, его мелодичный, ровный и властный голос, когда он пропевает Ведические мантры, создает в слушателе сильный резонанс. Правительство Тамил Наду (Штат Мадрас) признало исключительную ценность этих упражнений, а также Министр Здравоохранения Тамил Наду, д-р. Ханде, официально почтил работу этой новой организации, с особой похвалой за отличительные достижения Кришнамачарьи.

Жизнь Кришнамачарьи служит примером принципа того, что семейная жизнь не стоит на пути ведения истинной жизни йогачарьи.

Жена Кришнамачарьи, Шримати Намагирияммал более чем на двадцать лет моложе него. Вдохновляет слушание ее историй о его независимых путях и о множестве дебатов с великими пандитами, в которых он вышел победителем.

Для действительно просветленного наличие семьи не будет обузой. Кришнамачарья живет среди нас в том же состоянии сознания, которое озаряет мудрецов, обитающих в Гималаях. Он живет среди нас, а не в каком-нибудь отдаленном лесу, из-за своего принципа, что праведная и здоровая жизнь, которой он живет, должна стать естественным образом жизни для всего человечества. Сегодня он живой пример яркого сознания, исходящего от древних мудрецов, которое обогащено мудростью уединения и аскезы. Встреча с ним, получение его даршана, подобна познанию радости от видения олицетворения индийской культуры.

 

Перевод: Дмитрий Барышников

     


     
6.jpg
1.jpg
5.jpg
mail@ashtanga.su