ENGLISH


     
            ПОДПИСАТЬСЯ

 

ИНТЕРВЬЮ С ШАРАТОМ Р.ДЖОЙСОМ
Мастер, февраль 2008г

Гай: В чем уникальность Аштанга Йоги?

Шарат: Во-первых, я хочу сказать, что Аштанга Йога абсолютно уникальна. Я видел много других систем йоги, которые даже близко не стоят к Аштанга Йоге: они никак не выделяют дыхание или взгляд (дришти), или все остальное. В Аштанге главная не только поза, но вам также нужно совершать правильное дыхание, называемое уджджайи, и виньяса краму, которую я не видел ни в каком другом виде йоги.
Это очень мощная практика, которая пришла от Кришнамачарьи, и она уникальна в своем воздействии на тело. Лично я ощущаю, что этот тип йоги мощнее любого другого, виденного мною, типа йоги. Чаще всего они сидят в одной позе и просто расслабляются в позе, едва ли уделяя внимание дыханию или еще чему-то.

Так что это, я считаю, совсем иное - эта практика придает энергию всему вашему телу - вы можете почувствовать разницу. Также и в философии, если вы возьмете книги Шанкарачарьи, они всегда говорят, что нужно выполнять мула бандху вместе с асанами.

Асана - это основа, с которой нам следует продвигаться к самореализации. Когда вы делаете асаны корректно, лишь тогда ваш ум и тело будут трансформироваться, вы заметите их изменение.

Часто очень сложно практиковать яму и нияму (первые две из восьми ступеней Аштанга Йоги), но через выполнение практики асан вы сможете понять что такое яма, что такое нияма, и все остальные ветви Аштанга Йоги.

Даже если вы не способны делать много поз (в методе Гуруджи и Кришнамачарьи мы делаем множество асан в качестве средства измениться), вы все равно можете понять что это такое (йога) через правильную практику.

В Хатха Йога Прадипике говорится: не имея здорового ума и здорового тела, очень трудно понять что есть Брахма-джняна - постигнуть что такое Бог или что такое божественное, которое внутри нас: это возможно только через практику. Вы можете читать много разных книг, но без практического опыта, будет очень сложно понять, о чем идет речь. Многие люди читают книги, они могут обладать большими знаниями о йоге, но у них нет практического опыта, и поэтому от их знания мало толку.

Гай: Есть ли у вас какие-то догадки по поводу того. как практика асан производит трансформацию? Ведь кажется, что между выполнением асан и знанием брахмана существует большой разрыв. Но что же происходит между?

Шарат: Существует два вида практиков. Во-первых, вы можете смотреть на йогу, как на спорт, чтобы просто быть здоровым, но в таком взгляде имеются свои ограничения. Когда вы смотрите на йогу шире, под другим углом зрения, если вы видите в ней духовную практику, тогда внутри вас случится масса изменений.

Когда вы начинаете изучать асаны, вы говорите: "Ок, сейчас я изучаю асаны, так что мне надо знать больше об этом. Мне нужно знать о философии или мне нужно знать о том, что такое настоящая йога". Йога находится за пределами асаны, и асана - это одна ветвь йоги.

Йога - это читта-вритти-ниродха, что означает контролировать свои органы чувств и постигнуть, что такое божественное, которое есть Брахма-джняна (знание брахмана - реальность). Так что внутри вас есть эта жажда: "Что же это?"

Но не все мы являемся йогами, мы стараемся стать йогами.

Гай: Какого рода изменения вы видите в процессе практики?

Шарат: Вся ваша личность будет меняться, и вы станете мягче.

Гай: Это чисто механически в смысле физического процесса или это то, как вы используете свой ум по отношению к своей практике?
Шарат: Да, речь идет о практике. К примеру, если вы возьмете кусочек золота из земли, оно будет неочищенным. Вы берете это золото и затем вам нужно его разогреть, а когда вы его разогрели, все примеси, все плохие частицы в золоте выходят, и вы получаете чистое золото. Йога тоже подобна этому. Когда вы начинаете, в вас множество загрязнений, и медленно практикуя, практикуя, практикуя асаны, все это время читая философию, но в основном это практический опыт, через который вам нужно пройти. Затем постепенно оно как и золото, наше тело становится более очищенным все время, и так вы обретаете все больше и больше понимания.

Гай: Вы сказали, что существует два пути практики йоги: один для спорта, а другой для духовности.

Шарат: Нет, нет, ты должен думать о ней как о спорте. В Индии тоже много людей, практикующих йогу, которые считают ее спортом, они устраивают соревнования. Они думают лишь о том, чтобы посоревноваться или выступить лучше, чем кто-то другой. Это не йога. Йога имеет другое значение, это способ поклонения Богу. Никто не может соревноваться в поклонении Богу.

Гай: Я думаю, многие западные люди не особо задумываются о духовности или связи с Богом или божественным, но они очень увлечены йогой, и хотя некоторые приходят заниматься лишь для того, чтобы привести себя в форму, через какое-то время йога действительно начинает работать в сторону углубления их интереса.

Шарат: Да, именно это и я наблюдал все эти годы. Многие люди приходят, думая лишь о приведении себя в форму: они просто занимаются йогой, как зарядкой. Но когда они идут все глубже и глубже, то начинают понимать что это такое, они желают узнать больше об этом. Они приходят к пониманию того, что за этим стоит нечто большее, чем просто асаны, больше чем зарядка. И затем, я думаю, они постепенно поймут, что это такое.

Гай: Какие аспекты практики вы полагаете самыми важными?

Шарат: По тому, что я испытал за 18 лет непрерывного обучения с Гуруджи, я считаю, что не каждый может стать преподавателем, это очень сложно. И даже ты не можешь стать йогом. Ты должен всецело себя этому посвятить. Ты должен посвятить всю свою жизнь, чтобы научиться практике. Это не так просто. Ты должен пожертвовать многими вещами. Преданность очень важна, жертва и преданность. И неоднократно (смеется) тебе следует задумываться о йоге постоянно; размышлять о своей практике, что она из себя представляет. Есть множество вещей, о которых тебе следует задумываться, это все не так просто.

Гай: Когда вы смотрите на ученика, кроме хорошего выполнения асан, какие другие качества вы ищете? И какие качества в ученике вы считаете хорошими, которые помогут им в продвижении?

Шарат: Ученики, понимающие йогу, это очень важно. Их тело может быть очень гибким, они могут выполнять все асаны, но они не способны понять, что есть йога. Ученик, понимающий, что это такое, понимающий, что такое парампара, линия преемственности, это очень важно. Линия преемственности, и кто способен понять, что есть ямы и ниямы, и пытается придерживаться их в повседневной жизни - я считаю, это хороший ученик. Многие люди не понимают, что такое яма, нияма, ахимса, сатья, астея, брахмачарья, апариграха. Не все практикующие йогу, или я бы сказал практикующие асану, способны придерживаться этого или понять о чем идет речь.

Гай: Возможно, эти концепции несколько трудны для понимания западными людьми. Нет ли у вас какого-либо совета, с чего начать?

Шарат: По началу это очень трудно понять. Многие из них говорят: "Я занимаюсь йогой, и я учу йоге". Так что множество людей желает обучать йоге, но они, прежде всего, не способны понять, что такое йога. Поэтому, будучи долго занимающимися практиками, они должны это понять. Если они не понимают этого метода и этих вещей, тогда я думаю, все эти годы они потратили впустую. Это становится лишь физическими упражнениями.

Гай: Гуруджи всегда цитирует эту конкретную Сутру:
"yoga ganu hanad asuddhiksaye jnanadiptir avivekakhyate "
- процесс Аштанга Йоги трансформирует человека до такой степени, что возникает различение между пракрити (природой) и пурушей (душой). Происходит ли этот процесс просто через выполнение асаны, через который все пройдут, или важно, чтобы ученик занимался обучением? И если они должны учиться, какие тексты они должны изучать в первую очередь?

Шарат: Существует множество текстов для изучения и они должны понимать, вот о чем я говорю. Практика должна менять их. Практикуя и читая книги, они поймут, что они делают. Выполняя практику, вы поймете, что такое философия; когда вы читаете философию, вы поймете, что такое практика. Так что обе присутствуют. Обе очень важны.

Гай: В начале второй главы Йога Сутры Патанджали говорится:
"tapa svadhyayesvarapra idhanani kriyayoga"
и мне кажется, что практика асаны действительно элемент тапаса.

Шарат: Да, но не только практика асаны - тапас, о чем я уже говорил. Быть строгим и требовательным к себе очень важно.

Гай: А что насчет аспекта свадхьяи? (исследование себя или "Я")

Шарат: Свадхьяя - это Само-исследование. Да, свадхьяя означает, что вам нужно изучать себя и писания, чтобы попытаться понять "Я" и Ишта-Девату (личное божество). Есть множество достойных прочтения книг.

Гай: Можете ли вы перечислить те, что вы считаете самыми важными?

Шарат: Да, Бхагавад Гита, множество глав в Бхагавад Гите. И еще Йога Сутра, Хатха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита, Сутра Самхита… такое число книг, им просто нет конца. Свадхьяя означает постижение-"Я", чтение и само-постижение, наблюдение "Я". Некоторые люди читают книгу много раз, но не понимают, для чего, я считаю, нужна практика.

Гай: Мне все еще кажется, что то, как практика трансформирует тебя, остается настоящей загадкой.

Шарат: Я думаю, что как я говорил тебе, если ты следуешь ямам, ниямам в повседневной жизни, ты не потеряешься. Некоторые люди практикуют много лет, но они не понимают, что такое йога, потому что они не понимают, что есть яма и нияма. Видишь ли, все взаимосвязано: ямы, ниямы, затем приходит черед асаны: если ты не понимаешь этих вещей, ты не сумеешь понять, что такое йога. Вот именно поэтому они поставили их вначале.

Гай: Для вас, в смысле кого-то, кто вырос в Индии, особенно в кругу Браминской семьи, яма и нияма являются большой частью вашей культуры… Я имею в виду, к примеру, вегетарианство, брахмачарья, такое множество аспектов ямы и ниямы уже включено в культурную жизнь. Возможно, вы не следуете всему в точности… но на Западе (и я отмечу, что так случается и в Индии тоже, так что уже больше нельзя, по сути, говорить Восток и Запад), например, насилие предстает в качестве развлечения. Ты идешь в кино и после слышишь, люди говорят: это было недостаточно весело, маловато было взрывов, погонь и пр. Для нас это выглядит невозможным…

Шарат: Ты не можешь изменить весь мир. По крайней мере, практик, практикующий йогу, должен следовать всем этим вещам. Ахимса, я имею в виду твой разговор об ахимсе, это - ненасилие: даже плохо подумать о ком-то тоже будет химсой (насилием). Ты не только не должен совершать этого физически, но и мысленно. Когда ум не думает о плохих вещах, тогда ты не будешь действовать, ты не совершаешь этого физически.

Итак практикующие йогу должны практиковать яму и нияму, практиковать ахимсу внутри себя. Они должны являть собой пример для других людей, как Махатма Ганди. Он говорил: "Ахимса - это моя первая дхарма (долг)". Он говорил: "Я собираюсь следовать ахимсе, я буду соблюдать не-насилие". На многих людей Гандиджи оказал влияние и вдохновил, у него было множество последователей.

Поэтому каждый должен быть как Гандиджи. Очень трудно быть похожим на него; не все могут быть как он. Но ты должен, это настоящий йогин. Не имеет значения, если ты прочитал все тексты, если ты крупный ученый, но если ты не следуешь этому в своей повседневной жизни, какой смысл в чтении такого числа книг и получении стольких степеней, в становлении ученым?... это все без толку. Так что, по крайней мере, практикующие должны стараться следовать этому.

Гай: Мне кажется, что вы говорите, что именно йог в ответе за обучение других даже в большей степени, чем за обучение себя. Считаете ли вы, что если вы подаете пример или обладаете внешним мотивом к нравственному действию, вы, тем самым, получаете больше сил для того, чтобы быть нравственным человеком?

Шарат: Да, именно это я и пытался сказать.

Гай: Какие на ваш взгляд препятствия в практике являются самыми крупными для большинства людей?

Шарат: Хм, а ты спрашиваешь об индийском практикующем или западном?

Гай: Я говорю о западных людях.

Шарат: Имеется множество препятствий. Западные люди обладают широким выбором в своей жизни, и если они этого не хотят, то могут бросить и заняться чему-нибудь еще. Они не преданны чему-то одному.
Я не говорю только о практике, практика - это одно. Она должна помочь тебе посвятить себя одной вещи. Это может быть что угодно - твоя семья или твоя работа, или твоя карма - то, что ты обязан делать. У тебя широкий выбор.

Гай: Твой долг?

Шарат: Твой долг по отношению к обществу или даже к обучению йоге, как общественному труду. Ты передаешь это знание многим людям, и многие люди получают от этого пользу. И кроме того, йогин или учитель, его карма или его долг состоит в правильном обучении своих учеников, тому, чему он научился у своего учителя. Все находятся в своей собственной области - один - йогин, другой - инженер, в ней он должен посвятить себя целиком. Какой бы ни была его работа, он должен посвятить себя ей. Его намерение, его работа должны идти на службу людям.

Гай: С точки зрения физической практики асан (большинство приходящих сюда учеников очень заинтересованы в этом) - видите ли вы, что какое-то одно препятствие встречается особенно, которое, как вам кажется, является самым сильным в плане своего негативного влияния на западных людей?

Шарат: Я думаю, главное - это брахмачарья, преданность одному человеку. Это очень важно. Я считаю, с этим у западного ученика дело обстоит не очень хорошо. В жизни это очень важно. Когда ум отвлекается, тогда ваш ум также становится слабым. Вы должны посвятить себя чему-то одному. Этим может стать ваша семья, ответственное отношение к своей семье, к вашей жене и к вашим детям, и это все. Тебя не должны отвлекать другие вещи.

Гай: Итак, я полагаю, что вы говорите, что умственнее отвлечения представляют собой самую большую проблему?
Шарат: Да, ты должен быть психически устойчив. Если ваш ум отвлекается, это слабость вашего ума. Устойчивый ум посвящает себя чему-то одному. Если есть конкретное направление, в котором вы идете, скажем, вы направляетесь в Бангалор, и вы идете по прямой линии, чтобы попасть в Бангалор. Но ведь рядом с главной дорогой, по которой вы должны идти, есть так много других, не ведущих в Бангалор, и если вы пойдете по ним, то можете потеряться и оказаться сбитыми с толку. Йога должна помочь человеку двигаться в прямом направлении, и такой цели вы стремитесь достичь.

Гай: Мы рассматривали одну и ту же проблему под множеством разных углов. В чем состоит цель? Я имею в виду, что когда ты читаешь книги, когда ты налаживаешь контакт с учителем, которого понимаешь, может быть, ты понимаешь, в чем состоит цель. Но большинство людей думает, что цель - тело. Они считают, что цель - здоровое красивое тело.

Шарат: Да, это аджняна (невежество). Они думают лишь: "О, это такой мир. Я наслаждаюсь им".

Гай: Мой вопрос тогда - как вы даете им это понять?

Шарат: Через практику.

Гай: То есть вы говорите, просто практикуй, отруби себе голову, практикуй, практикуй, практикуй, практикуй.

Шарат: Да, практика изменит их, иначе в выполнении практики нет никакого смысла.

Гай: Но они понятия не имеют, какого изменения хотят. В этом странность.

Шарат: Да, я говорил тебе, что когда доходит до такого, то все зависит от человека. Как ты видишь йогу или как я вижу йогу полностью отличается от того, что видит западный человек. Лично я, как часть йогической семьи и проводящий больше времени с моим дедом, научился тому, что такое йога. Вот поэтому тебе следует стараться проводить больше времени (с учителем).

В времена оны, когда ученик приходил к учителю, он проводил всю свою жизнь вместе с ним для того, чтобы хоть чему-то научиться. Когда твой учитель не знает о йоге, тогда ученику очень трудно понять, что это такое. Поэтому мы должны проводить как можно больше времени с людьми подобными Гуруджи, которые знают, что есть йога, которые поняли ее, тогда мы возможно тоже научимся понимать что это такое. Когда Гуруджи учил йоге, он представлял Кришнамачарью, когда Кришнамачарья учил йоге, он представлял своего гуру…

…на этом месте зашел Гуруджи и прервал наше интервью.

Гай Донахью

Перевод: Дмитрий Барышников

     


2.jpg
3.jpg
1.jpg
mail@ashtanga.su