Конференция Шарата в Москве – 28 июля 2013




Шарат на московской сцене-_-
Здорово снова вернуться в Москву.

Я приезжал сюда 2 года назад. Тогда впервые. Извините, что припозднился на общее фото из-за кофе. Нет кофе – нет праны -_-

Эта йога, которую мы практикуем, не что-то новое. Йогу практикуют уже многие тысячи лет. Когда этот мир начался, йога тоже началась. Бхагавад Гита говорит: «imam vivasvate yogam proktavan aham avyayam vivasvan manave praha manur iksvakave ’bravit | evam parampara-praptam imam rajarsayo viduh sa kaleneha mahata yogo nastah parantapa” (4.1-2). Эти слова Кришны к Арджуне означают, что йога – не нова, йога пришла к нам через множество поколений. Парампара значит передачу от учителя к ученику, от гуру к шишье. С течением времени многие люди начинают забывать о ней. Тогда он говорит «Я обучу тебя снова». Итак, эта практика йоги, которой мы занимаемся, является уникальной практикой, виньяса крамой. Видите ли, любые иные учителя, гуру, они не учат чему-то подобному. Это пришло только от Кришнамачарьи и его гуру Рама Мохана Брахмачари, а затем перешло к Паттабхи Джойсу. Паттабхи Джойс был тем, кто хранил традицию и древнюю практику живой.Vina vinyasa yogena āsanadin na karayet”. Шастра говорит: «Без виньясы не делай асаны». Нет проку делать только асаны, просто гнуть свое тело. Почему же виньяса так важна? Потому что она заставляет кровь циркулировать по телу, удаляя все токсины. Также вдох, выдох и пробросы между асанами позволяют крови двигаться, очичают нашу нервную систему. Если вы просто находитесь в одной асане, типа такого (что изображает -_-), долгие часы, тогда не будет никакого кровообращения. Когда же вы двигаете свое тело, выполняете проброс вперед, отскок назад, тогда вы вырабатываете тепло внутри, внутренний жар, внутреннюю энергию. Эта энергия, выполняемый нами вдох, который разносит кислород внутри, и этот кислород пойдет с кровью повсюду, где она циркулирует. Поэтому, когда мы это выполняем, тогда мы очищаем свое тело изнутри. “yoga-aga-anuṣṭd-uddhi-kaye jñāna-ptir-āviveka-khyāte (YS 2.28)”. Это польза Аштанга Йоги. Имеются в виду все 8 частей, ветвей йоги. То есть, когда вы практикуете Аштанга Йогу, загрязнения в теле и уме будут уничтожены, устранены, а джняна, знание, духовное знание засияет внутри вас, вы станете мудрее, вы станете очень мудрым в своей духовной практике. Итак, в этом состоит польза Аштанга Йоги. Аштанга Йога означает не только асану, яма/нияма очень важны. Ахимса, астейя, сатья, брахмачарья, апариграха. Шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана. Все они также очень важны в нашей практике. Гуруджи всегда говорил «99% практика, 1% теория». Смысл здесь таков – 99% практики не означает лишь практику асан, вы должны практиковать и яму/нияму тоже. 1% теории означает эту нашу беседу -_- Таким образом, 99% практики йоги направлены на трансформацию нас самих. Если вы носите с собой коврик для йоги, вы не становитесь йогом. Только когда мы меняем себя изнутри. Йога здесь, внутри вас. Когда мы меняем себя, тогда и наше восприятие окружающих будет меняться, наше отношение к ним изменится, наше поведение тоже. Йога Сутра Патанджали говорит “yogaś-citta-vtti-nirodha(YS 1.2)”. Это значит, что наш ум подобен обезьяне, прыгающей туда-сюда, не сидящей на одном месте. Чтобы успокоить ум, привнести фокус, концентрацию, установить его в одном месте – все это известно как йога. В Упанишадах говорится «йога – это то, что предназначено для нашей трансформации». Трансформация зовется йогой.

Итак, если у вас есть вопросы, я разрешаю задать несколько -_-

Если практикующий йогу обижает кого-либо, почему так случается?

-          Если вы обидели кого-либо это значит, что вы еще не укоренились в йоге. Когда же вы установились в Аштанга Йоге, тогда вас ничего не будет расстраивать. Вы не будете обижать окружающих. Когда вы чем-то расстроены, именно тогда вы обижаете других. В нас есть 6 врагов: кама (вожделение), кродха (гнев), моха (ошибочная привязанность), лобха (жадность), мадха (гордыня), матсарья (зависть). Эти 6 врагов имеются в каждом. Когда мы избавимся от этих 6 врагов, тогда мы сумеем испытать настоящую йогу.

Возможно ли практиковать Аштангу, если человек проходит химио-терапию (от рака)?

-          Да, возможно. Но когда вы проходите химио-терапию, вы достаточно утомлены. Но если у вас есть энергия, практикуйте.

Частенько мне встречаются аштангисты с плечевыми травмами. Как это предотвратить и практиковать правильно?

-          Существует масса самых разных причин для получения травм. Порой у студента слишком много энергии, он проводит слишком много часов в асанах, он не слушает учителя, тогда он вредит себе. Это одна из причин. Или если вы пойдете к неблагонадежному учителю, не обладающему опытом, вы тоже получител травмы. Иногда бывает, что ваш ум не присутствует здесь; ваше тело здесь, вы делаете асаны, но ваш ум где-то еще. Вы не сконцентрированы на своей практике и это может привести к травме. Поэтому вам следует наращивать работу с асаной очень неспешно и постепенно. Еще иногда с появлением новой асаны бывает новая боль, так как телу приходится подлаживаться к ней. Если вы будете продолжать практиковать, тогда вы приспособитесь к этой асане и боль уйдет. Когда есть боль, просто работайте мягче, продвигайтесь медленнее.

У студента, выполняющего всю Первую серию, имеется сильная травма, ощущаемая преимущественно в Супта Курмасане. И если он пытается повторять эту позу, то травма только ухудшается. Что предпочесть – модифицировать позу, пропустить ее или выполнять позы только до нее?

-          Вам следует модифицировать позу. Просто пробуйте делать ее настолько, насколько можете. Порой что-то может идти не так, когда вы дышите неправильно… Порой меняется ваше тело. Когда вы приступаете к Курмасане, Маричасане D и подобным сложным позам, ваше тело меняется. И когда происходит это изменение, вы тоже ощущаете боль. Иногда с ростом гибкости вы тоже можете столкнуться с болью. Это становится очень сильной болью. В таком случае вам нужно взять немного масла (?) и попытаться сделать. Не пропускайте асану и пробуйте сделать столько, сколько можете. Но если боль чрезмерная, тогда просто пропускайте эту асану несколько дней. Без боли – нет соли (No pain – no gain) о_О

15 лет назад Гуруджи учил меня одной асане, Хануманасане, шпагату с прогибом и захватом лодыжки. Тогда эта асана была очень трудной, я старался каждый день, было так больно, но после практики изо дня в день она стала легче.

Как удерживать Мула Бандху?

-          Вы должны практиковать Мула Бандху каждый день. Мула бандху очень трудно практиковать. День за днем, каждый день вам нужно удерживать анус, а дальше уже тело к этому привыкнет. Тогда вы сможете удерживать ее. Это может занять год, два или больше.

Означает ли Джойс что-то на английском?

-          Нет, оно происходит от Джьотишь, названия индийской астрологии. Деревня Гуруджи, Каушика, очень маленькая. Отец Гуруджи был там астрологом. Многие люди приходили к нему за советом. Так что он был не очень знаменитым, а только «локально знаменитым» -_-

Когда наступает пора практиковать Аштанга Пранаяму?

-          Когда вы готовы. Сначала безукоризненность асаны, затем уже пранаяма. “tasmin sati śsa-praśsyor-gati-viccheda prāṇāma (YS 2.49)” Когда вы достигли мастерства в асане, только затем сокращение дыхания, т.е. пранаяма. “prāṇāmena yuktena sarva-roga-kayo bhavet | ayuktābhyāsa-yogena sarva-roga-samudgama (HYP 2.16)” Это означает, что благодаря практике пранаямы вы можете избавиться от многих болезней. Если же вы делаете ее неправильно, без должного руководства, если вы не готовы ее делать и все равно делаете, тогда вы привлекаете нежелательные болезни.

В вашей новой книге есть описание Нади Шодхана пранаямы для решения проблем с дыханием. Когда ее лучше практиковать – до практики или отдельно вечером?

-          Выполняйте ее после практики. Так как до нее в теле будет недостаточно тепла. Можете, конечно, делать ее и до, но после практики тело выработало жар внутри, и поэтому выполнение этой дыхательной техники будет более эффективным. Не после Шавасаны, после Падмасаны. Можете сделать Шавасану и затем пранаяму, но после Падмасаны лучше, так как в теле есть жар. Вы можете делать эту дыхательную технику в любое время. Если у вас сильный стресс или сликом сильная радость, грусть, в любой момент, когда вы ощущаете необходимость, вы можете пойти в комнату, тихо сесть и выполнять дыхание, это поможет. Иногда на работе… у вас слишком много работы и вы ощущаете стресс, и в таком случае тоже вы можете пойти в свою комнату и попробовать сделать эту дыхательную технику.

Если у студента нет выбора, кроме как один день практиковать на утреннем Мастере, на другой на вечернем. Хорошо это или нет?

-          Так не хорошо. Всегда хорошо практиковать в одно время. Одно время значит одно конкретное время. Вы должны сохранять именно это время. Если вы практикуете в 6 часов, старайтесь делать так. Каждый день вы должны пытаться делать практику в это время. Если по-различным причинам у вас не получается, то можете сделать ее вечером. Но старайтесь сохранять это время, каждый день в 6 утра, или любое другое время – в 7, 8. Каждый день придерживайтесь его. То же самое касается и пищи – каждый день завтрак в 9 утра, обед в 2 часа дня, типа такого.

Некоторые врачи рекомендуют приступать к спортивным активностям спустя 4 часа после подъема. Нужно ли мне ждать 4 часа прежде, чем практиковать Аштангу, которая в общем-то весьма спортивна по своей природе?

-          Для практики асан вам не нужно ждать, вы можете делать ее в любое время. Как только вы встали, сразу можете приступать. Это не спорт, это иное. Практика йоги идет 24 часа. Асана – утром, йога – все время.

Сколько часов сна требуется человеку, практикующему Аштангу? Я слышала теорию, что вы можете спать меньше, если занимаетесь йогой?

-          6 часов сна в день достаточно. “yuktahara-viharasyayukta-cestasyakarmasuyukta-svapnavabodhasyayogobhavatiduhkha-ha(BG 6.17). Бхагавад Гита говорит, что нужно ограничение в пище, в сне – вы не можете спать 12 часов, 15 часов, а также ограничение в вашей карме, т.е. работе. Вы не можете работать по 18 часов каждый день. Тогда у вас будет здоровый ум, мышление и тело. Если вы будете есть так много (широко разводит руки), то наберете вес и ваше тело станет больным, поэтому следует иметь ограничения и в пище. Съедаете по 10 масала дос, тогда будете (большими) -_- Ужин должен быть небольшим. Если вы практикуете рано утром… Для переваривания после большого приема пищи требуется 5-6 часов. Ночью же нет никакой активности, нет активности после вашего ужина, и поэтому пищеварение происходит дольше. Так что ешьте только одну чапатти! ;Р Когда вы практику асану рано утром, лучше когда ваш желудок пустой, и тогда асана будет легче.




It’s nice to be back to Moscow.

I came here 2 years back. It was first time then. Sorry I came late for the photographbecause of coffee. No coffee – no prana -_-

This yoga that we’re practicing, it’s not new. Yoga has been practiced for many thousands of years. When this world started, yoga started. Bhagavad Gita says: “imam vivasvate yogam proktavan ahamavyayam vivasvan manave praha manur iksvakave ’bravit | evam parampara-praptam imamrajarsayo viduh sa kaleneha mahata yogo nastah parantapa” (4.1-2). That means (Krishna says to Arjuna): Yoga is not new, yoga has come from many generations. Parampara means from teacher to student, from guru to shishya. As the time passed away many people start forgetting about it. Then he says “I will teach you again”. So this yoga practice that we’re doing Is unique practice, the vinyasa karma. You see, any other different teachers, gurus, they don’t teach like this. This has come only from Krishnamacharya and his guru Rama Mohana Brahmachari, then after Pattabhi Jois. Pattabhi Jois was the one who kept the tradition alive, the ancient practice alive. “Vina vinyasa yogena āsanadin na karayet”. The Shastra says: “Without vinyasa don’t do asanas. It’s no use of doing just asana, just bending your body. Why vinyasa is very important, it circulates the blood in the body,removes all the toxins. Then inhalation, the exhalation and in between jumping through, it allows the blood to circulate, purifies our nervous system. If you just stay in one asana like this for many hours there’s no blood circulation.Once you’re moving your body, jumping back, jumping through, you generate heat within, internal heat, internal energy. That energy, the inhalation that we do,that carries oxygen inside, and oxygen will go in the blood, everywhere it circulates. So once we’re doing it, then we purify our body within, from inside. “yoga-aṅga-anuṣṭhānād-aśuddhi-kṣaye jñāna-dīptir-āviveka-khyāteḥ (YS 2.28)”. This is the benefits of Ashtanga Yoga. That means all the 8limbs of yoga. That means when you practice Ashtanga Yoga impurities in the body and mind will be destroyed, removed, jnana, the knowledge, the spiritual knowledge will glow within you, you’ll become wiser, you’ll become very wise in your spiritual practice. So this is the benefit of Ashtanga Yoga. Ashtanga Yoga means not only asana, yama\niyama are very important. Ahimsa, asteya, satya, brahmacharya, aparigraha. Shaucha, santosha, tapas, svadhyaya, ishvarapranidhana. These are also very important in our practice. Guruji always said“99% practice, 1% theory”. The meaning of it is – 99% practice means not only asana practice, you have to practice yama\niyama also. 1% theory means this talking is 1% -_- So 99% practice yoga is to transform our self. If you carry yoga mat, you don’t become yogi. Only once we change ourselves within. Yoga ishere within you. Once we change ourselves our perception towards others will change, our attitude will change, our behavior will change. So Patanjali Yoga Sutra says “yogaś-citta-vṛtti-nirodhaḥ (YS 1.2)”. That means your mind is like monkey jumping here-there, not staying in one place. To still the mind, to bring focus, to bring concentration, put it in one place is called yoga. In Upanishad it is said “yoga is to transform ourself”. The transformation is called yoga.

So If you have any questions I allow some -_-

If a personpracticing yoga hurt someone, why so?

- If you have hurt someone it means you are not established in yoga. Once you have established in Ashtanga yoga then you would not get upset of anything. You wouldn’t hurt others. Once you get upset that is when you hurt others. There’re6 enemies in us: kama (lust), krodha (anger), moha (attraction), lobha (greed),madha (pride), matsarya (jealousy). These 6 enemies everyone carries. Once we get rid of these 6 enemies then you will experience real yoga.

Is it possible to practice Ashtanga while undergoing chemo therapy?
- Yes,you can. When you have chemo therapy you get tired. But if you have energy, practice.

Often I meet ashtangis with shoulder injuries. How to prevent it and practice correctly?

- There’re many various reasons to get injuries. Sometimes student has too much energy,too many hours of asanas, they not listening to the teacher, then they hurt themselves. That is one reason. And if you go to a wrong teacher who doesn’t have experience you’ll also have injuries. Sometimes your mind isn’t here, your body is here, you’re doing asanas, but your mind is somewhere else. You are not concentrated on your practice, then also injury can happen. So slowly-slowly you have to build up asana. And sometimes when new asana comes there will be new pain, because body has to adjust for that asana. If you practice more then you’ll get adjusted to that asana and pain will go. When you have pain just take it easy, slowly you go.

A student practicing full Primary have a strong injury felt in Supta Kurmasana, getting worse while trying to do it each time. What to choose – modifying the posture,skip it or to do only till it?

- You have to modify that. Just try how much you can. Sometimes when you’re not breathing properly… Sometimes your body is changing. When you start Kurmasana, Marichasana D etc, your body changes. So when that change happens, you’ll get the pain also. Sometimes when you’re getting flexible, you’re also getting pain. It becomes very intense pain. So when you have to take some oil and try to do. Don’t skip the asana and try to do how much you can. If there’s too much pain just skip that asana for few days. No pain – no gain o_O
Guruji 15 years back taught me one asana – Hanumanasana, splitting legs, bending back and catching the ankle. Then after very difficult that asana, every day trying, so much pain, but after everyday practicing it become easier.

How to keep Mula Bandha?

- You have to practice Mula Bandha every day. Mula Bandha is very difficult to practice. Every day, every day you have to hold your anus, then your body willget used to it. Then you’ll be able to hold it. It takes 1 year, 2 years.

Does Joismean something in Enlish?

- No,it comes from Jyotish (Indian astrology). Guruji’s village (Kaushika) is verysmall. There Guruji’s father was an astrologer. Many people used to come thereto take his advice. So he was only “local famous” -_-

When it’stime to practice Ashtanga Pranayama?

- Whenyou’re ready. First perfection in asana, then pranayama. “tasmin sati śvāsa-praśvāsyor-gati-vicchedaḥ prāṇāyāmaḥ (YS 2.49)”Once you have mastered asana, then only contraction of breath, that ispranayama. “prāṇāyāmena yuktena sarva-roga-kṣayo bhavet | ayuktābhyāsa-yogena sarva-roga-samudgamaḥ (HYP 2.16)”That means by practicing pranayama you can get rid of many diseases. If youdon’t do it properly, with proper guidance, if you’re not ready to do and youdo it, then you will invite unwanted diseases.

In your newbook there’s a Nadi Shodhana pranayama to treat breathing problems. When it isbetter to practice – before practice or separately in the evening?

- Youdo it after. Before you do body will not have enough heat. You can do itbefore, but after practice body has generated heat inside and when you do thatbreathing technique it’s more effective. Not after Shavasana, after Padmasana.You can take Shavasana and do it but after Padmasana it’s better, because thebody has heat. This breathing technique you can do any time. If you have tomuch stress or too much happy, sad, whenever you feel you can go in the room,seat silently and do breathing, it’ll help you. Sometimes in your work… toomuch work and you get stress, so that time you can go inside your room and tryto do this breathing technique.

If astudent have no choice but to go one day to morning Mysore, next day to eveningMysore. Is it good or not?

- It’snot good like that. It’s always good to practice one time. One time means atthat particular time. You have to maintain that time. If you practice at 6o’clock, try to do it. Every day you have to try to do it that time. Forvarious reasons if you can’t, you can do it in the evening. But try to maintainthat time, 6 o’clock every day in the morning, or whatever time – 6, 7 or 8.Every day keep that time. Same with the food also, every day say 9 o’clockbreakfast, lunch 2 o’clock, like that.

Somedoctors recommend to start sport activity 4 hours after waking up. Do I have towait 4 hours before practicing Ashtanga, which is quite of sport type?

- Forasana practice you don’t have to wait, you can do it any time. As soon as youget up you can do it. It is not a sport, it is different. Yoga practice is 24hours. Asana – morning, yoga – all the time.

How much doa person practicing Ashtanga has to sleep? I heard a theory saying you cansleep less if you practice yoga.

- 6hours enough of every day sleeping. “yuktahara-viharasyayukta-cestasya karmasu yukta-svapnavabodhasya yogo bhavati duhkha-ha (BG 6.17). Bhagavad Gita says limit in food, limit in sleep– you can’t sleep 12 hours, 15 hours, and limit in your karma, working. You can’twork 18 hours every day. Then you’ll have a healthy mind, thinking and body. Ifyou eat this much (a lot), you’ll get weight and your body become sick, so youhave to have limited food also. Eat 10 masala dosa, then (big) -_- Dinnershould be small. If you’re practicing early morning… You need 5-6 hours todigest food once you had a big meal. Night time there’s no activity, noactivity after your dinner, so digestion will take longer, so it only one chapatti-_- When you’re practicing asana early morning, it’s better when your stomachis empty, then asana will be easier.

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Конференция Шарата в Москве – 28 июля 2013 / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)