ENGLISH


     
            ПОДПИСАТЬСЯ

 

Мэтью Суини ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АШТАНГА ЙОГИ

Предисловие переводчика: Мэтью славится своим пристрастным и бескомпромиссным взглядом на многие "святыни" системы Аштанги. Вот и сейчас он показывает нам, что даже несмотря на отсутствие реальных фактов существования той же "Йога Корунты", результаты от практики этой йоги позволяют наполнить ее божественной сутью.

Выражение "Аштанга Йога", означающее восемь ветвей или направлений Йоги, возникло из Сутр Патанджали, датируемых приблизительно 200 годом до н.э. По моему мнению, любой метод практики, основанный преимущественно на Асане, может считаться полным, только если эти восемь ветвей каким-то образом включены в жизнь каждого практикующего.

С исторической точки зрения имеется немного фактов, связывающих современную практику Виньясы с медитационной практикой, которой обучал Патанджали. Однако все практики Йоги обладают внутри себя зерном божественности и все методы работают на достижение той же цели, хотя и в различной степени и с разным акцентом. Для любого метода Йоги существует возможность охватить и осуществить Йогу Патанджали.

Более древняя традиция метода Аштанга Виньяса Йоги (по утверждению некоторых, ведущая свой род от Патанджали) по большей части не поддается проверке из-за недостатка существующих подкрепляющих свидетельств. Одним из примеров, приводимых в качестве доказательства, является вероятная легитимность Йога Корунты. А так как для подтверждения этих претензий касательно книги нет никаких документальных свидетельств, то ее следует полагать слухом.

Насколько мне известно, было два случая, один от моего знакомого преподавателя, другой при мне, когда Гуруджи спрашивали о существовании Йога Корунты. В обоих случаях он просто сказал, что он видел, что ею обладал Кришнамачарья и, что "она выглядела, как будто ее поели муравьи". Кроме этих скудных свидетельств мало чем еще можно подтвердить ее легитимность. Заявления о том, что Паттабхи Джойс помогал Кришнамачарье переводить Йога Корунту, или что он сам обнаружил ее в Калькутте напоминают игру "сломанный телефон": увлекательно, но ложно.

Одно любопытное предположение, на которое я наткнулся на просторах Интернета, заключалось в возможности того, что Кришнамачарья, будучи скромным человеком, не хотел заявлять об этой работе, как о своей. Как и некоторые авторы прошлого он приписывает ее личному псевдониму, Риши Вамана, чтобы не привлекать к себе внимания. Это к слову о том, что существует возможность того, что он - автор Йога Корунты. В конце концов, Кришнамачарья был весьма легко адаптирующимся и прогрессивным учителем Йоги и за долгие годы он развил множество вариаций своего стиля обучения. Безотносительно к тому, является ли это правдой или служит ли книга обоснованием древних учений, теперь выглядит несущественной и безрезультатной полемикой. Без доказательств оба аргумента бессодержательны.

Практически невозможно проследить историю метода Виньясы, потому что в течение поколений отношения учитель/ученик основывались на устной традиции. Ученик обучался через устные наставления учителя и запоминал все, чему его учили. И хотя целью устной традиции было сохранение непрерывной записи конкретного метода, он все равно подвергался изменению с каждым последующим учителем. В этом можно увидеть и благо вследствие его гибкости, и недостаток, так как не хранилось никаких письменных записей. Традиция должна эволюционировать и развиваться с каждым последующим учителем и с каждым новым поколением. Она никогда не должна оставаться полностью статичной, иначе она не будет поспевать за изменяющимися потребностями и взглядами различных людей, различных обществ и поколений. Имеется немало достоинств в способности традиции к изменению, как и в ее способности быть традиционной и последовательной.

Видоизменение традиции Аштанга Виньяса Йоги стало особенно очевидным теперь, когда ее постепенно вбирает Западная культура. Имеется множество ответвлений этой системы движения с вариациями, известными как Виньяса Йога, Пауэр Йога, Динамическая Йога и иные формы движения/дыхания. Эти многочисленные разновидности заслуживают справедливой критики из-за того, что они либо не знают, либо избегают признания традиции, от которой они берут начало. Я считаю, что все современные виды Виньясы ведут свой род от традиции Аштанги, как ей обучал Т.Кришнамачарья и К.П.Джойс. Так что каждая система-ответвление существует только благодаря корням традиции, а корни будут увядать и умрут, если растение не растет и цветет.

Нравится нам это или нет практика Виньяса Крамы претерпела изменения со времен Кришнамачарьи. Традиция будет продолжать меняться, несмотря на все попытки сохранять ее неизменной. Метод Аштанга Йоги, который мы на данный момент практикуем уже около 35 лет (столько Паттабхи Джойс учит ее западным людям) и никакая ее более древняя история не может быть проверена тем или иным способом. Если вы сомневаетесь в подлинности этого утверждения, взгляните на Виньясу, которую практикует м-р Айенгар, как ей учил его Шри Т.Кришнамачарья (это возможно, если вы сумеет достать экземпляр старых ч/б отснятых материалов этих двух джентльменов). Это видеозапись весьма существенно отличается от Виньясы, которой учит сейчас Гуруджи.

Не вызывает сомнений, что метод Йоги "Восемь Ветвей", который Патанджали описывает в своих Сутрах, касается скорее медитации, чем техник Асан или Пранаям. Патанджали описывает больше Раджа Йогу - Йогу ума, чем Хатха Йогу - физическую Йогу. Также его книга представляет скорее проницательное (хотя и интеллектуальное) краткое изложение, чем руководство как-заниматься-практикой-медитации.

Сутры Патанджали описывают функционирование, нарушение деятельности и выход за грань ума через дисциплину медитации. Никогда он не обсуждает практику Асаны или Пранаямы. Этим занимались только переводчики его Сутр, часто совершающие очень решительный и смелый шаг от "наблюдения за сидением" и "наблюдения за дыханием" до включения множества Асан и техник Пранаям. Больше всего это выглядит, как попытка обоснования конкретного метода и склонностей переводчика. Сидение и наблюдение - просты, но все же часто игнорируются практикующими Асаны, которые желают "делать больше". Этим простым Сутрам Патанджали современные учителя Асан часто приписывают большее значение, чем, скорее всего, намеревался Патанджали.

Лично я считаю, что хотя Кришнамачарья часто упоминал практику Йоги, как Йогу Патанджали, он делал так, потому что был одним из немногих людей, воплотивших по-настоящему комплексный подход к практике. Он включил множество различных аспектов в своем обучении, которые с тех пор не сумел повторить ни один другой учитель. Он учитывал терапевтические аспекты для каждого индивидуума, наблюдая образ жизни ученика, эмоциональный склад и конкретную конституцию, чтобы определить полностью индивидуальную программу Йоги.

Не существует современной прямой линии, ведущей свою историю от Патанджали. И все-таки некоторые учителя заявляют, что используемый ими метод, происходит исключительно от Йоги Патанджали, или фактически тот же, что и обучал Патанджали. Так как не существует исторических свидетельств для проверки этих заявлений и нет никаких доказательств в их защиту в самих Сутрах, любое утверждение такого рода должно считаться выдумкой и с большой вероятностью просто попыткой обосновать этот конкретный стиль. Как я это понимаю, единственным важным соображением является то, что если метод работает для вас, неважно учителя или ученика, это уже вполне достаточное обоснование.

Некоторые последователи медитации смотрят на Патанджали лишь как продвинутого медитирующего, который ко всему прочему был профессиональным ученым и грамматистом. Подразумевается, что он обладал способностями и средствами для написания книги, но во всем остальном был обычным человеком. Это может показаться кощунством для некоторых традиционалистов Аштанги и других пуристов от Йоги, но как и большинству иных исторических фигур, Патанджали часто приписывали мифологические силы, выходящие за границы подлинных обстоятельств его исторического расположения. Также признано, что Патанджали является составителем этих Сутр, а не их автором. Он передает их дальше, как до него это делал его учитель, и он просто стал первым записавших их на бумаге.

К.П.Джойс - не первый, кто называет физический метод Йоги в честь восьми ветвей Аштанги, описанных Патанджали. Всё же, известно, что его учитель, Шри Т.Кришнамачарья называл Йогу, которой он обучал, "Йогой Патанджали". По моему мнению нам следует быть немного более пристрастными к истории, не совершая столь смелых шагов в суждении. Однако жизненно важная свяь практики Йоги с божественным должна быть принята. Одно условие не предполагает другого. Другими словами вся практика Йоги божественна, но никакая практика Йоги не может быть исторически связана с методом Патанджали. В конце концов, никто не знает что же это такое. Если мы сумеем соединить божественность философии Йоги, подобную Сутрам Патанджали, с божественностью практического метода, тогда мы будем иметь завершенную систему.



Мэтью Суини

Перевод: Дмитрий Барышников

     


     
2.jpg
4.jpg
6.jpg
mail@ashtanga.su