СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГИ

Мэтью Суини

Для того, чтобы эффективно преподавать Аштанга Йогу, человек должен
быть в определенной мере компетентен в Асане. Как правило, для получения
сертификации от Гуруджи требуется провести неопределенное количество
времени, практикуя с ним в Мастере, плюс завершить, как минимум,
все позы Продвинутой Последовательности А с ним. Обычно это не меньше
8-10 поездок по 2-6 месяцев каждая.

Лично я думаю, что для эффективного обучения стилю Мастер преподаватель
должен последовательно практиковать, по крайней мере, все позы Средней
Последовательности или иметь такой опыт в прошлом. Вы должны уметь
делать все Асаны Начальной и Средней Последовательности с полным
пониманием правильной Виньясы. Это включает в себя последовательность
прогибов, стоек на руках и переходов в мост через стойку на руках.
Для обучения лед-классам или классам с объяснениями преподаватель
должен сильно практиковать Начальную Последовательность 5 дней в
неделю и уметь выполнять позы, включая вход в мост из положения
стоя, без посторонней помощи.

Это не означает, что способность практиковать позы приравнивается
к знанию того, как им обучать. Только само преподавание даст вам
такой опыт. Однако это необходимая отправная точка для умения хорошо
выполнять Асану, чтобы успешно донести ее до ученика. Как правило,
вам не следует обучать позе, которая находится за пределами ваших
способностей, иначе будет недоставать ясности. С каждой новой изученной
последовательностью, предыдущая становится более легкой и устойчивой.
Если вы хорошо знаете Среднюю, тогда вы будете обучать Начальную
Последовательность с большей ясностью и с более расслабленным отношением.
Если вы хорошо знаете Продвинутую А, ваше отношение к Средней Последовательности
становится спокойным и т.д.

С каждой следующей последовательностью процесс обучения склонен
замедляться, так как сложность Асаны растет. Принятие традиционного
метода обучения, когда каждая поза идет одна за другой, существенно
повысит понимание и поспособствует вашему умению обучать. Метод
обучения позам или изучения новой последовательности может быть
легко понят неправильно, особенно когда ученику может потребоваться
остановиться на некоторое время в каком-то месте последовательности.
Дайте себе время побыть с каждой позой, пока ваше тело не начнет
ассимилировать ее. Но при этом остановка на сложной позе часто наименее
используемый подход к традиции, хотя по началу он должен быть самым
основным. Чаще всего причина в энтузиазме преподавателя, который
хочет, чтобы ученик продвигался вперед в последовательности до того,
как его тело раскрыто и готово.

Кроме многолетней личной практики требуется много лет для развития
способности преподавать. Это включает умение отстраивать и навыки
личного взаимодействия. Конечно, каждому потенциальному преподавателю
придется с чего-то начать, и если имеется понимание сути традиции,
тогда эти умения должны естественно развиться. И я бы крайне рекомендовал
обучение вместе со старшим преподавателем в течение нескольких лет,
а не недель.

Официальная или традиционная позиция такова, что никакой преподаватель
нигде не должен предлагать курсы обучения преподавателей по Аштанга
Йоге. Традиционный метод заключается в поездке в Мастер и практике
под руководством Гуруджи и Шарата. Никакая авторизация или сертификации
недействительна, если только не дарована ими.

Курсы обучения преподавателей, предлагаемые отдельными людьми и
организациями по все миру, могут дать вам нужную уверенность, чтобы
начать преподавать, но недостаточно подходят для понимания традиционной
Мастер-системы. Большинство курсов имеют слишком общий характер
и попросту недостаточно продолжительны. Они могут быть полезны для
законного получения страховки, для обретения дополнительных знаний
по йоге или для того, чтобы вы могли что-нибудь написать в своем
резюме. Курс обучения преподавателей является лишь отправной точкой.
Если Мастер-стиль – ваша страсть, ищите дальнейшего обучения. Опыт
знакомства с правкой и понимание того, как преподавать может быть
получен от некоторых старших преподавателей. Важный вопрос – необходимо
ли ехать в Мастер, чтобы учиться, как корректно практиковать. Я
считаю, что соприкосновение с Мастером и традиционными учителями
полезно и, вероятно, идеально. Каждый преподаватель должен постараться
пройти обучение с Гуруджи и Шаратом в течение нескольких месяцев.
Однако обучение с ними подходит не каждому и в мире есть и другие
хорошие преподаватели.

Имеется множество разных моментов, делающих преподавателя хорошим.
Хороший преподаватель Аштанги должен всегда поощрять относительно
безмолвную собственную практику. Вы делает ее в своем ритме, и Асаны
сами изучаются как будто через процесс осмоса. Они как-то начинают
подгоняться и прилаживаться. Однако, определенно, есть место и для
словесного прояснения, особенно когда ученик травмирован или сбит
с толку. Это может означать прерывание потока практики ученика или,
если это не годится, ожидание конца его практики. Полезно давать
информацию касательно отстройки и анатомии, а также важно быть способным
выразить ментальный и эмоциональный аспекты практики. Нужно постараться
примирить и согласовать эти два аспекта и достичь баланса между
ясным и полезным указанием и тем, чтобы дать ученикам пространство
для практики и для того, чтобы просто быть.

Мэтью Суини
Перевод: Дмитрий Барышников

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал. / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)