Когда мне можно взяться за Среднюю Серию?

Пол и Рейчел Голд

Наш регулярный автор Пол Голд из Торонто делится своим мнением, как говорится, IMHO. Мы встречали и другие варианты развития практики, но это мнение нам показалось достойным вашего внимания.

Уже давно я хотел написать заметку касательно того, когда студентов следует обучать асанам Средней Серии Аштанга Йоги. Слишком часто на моих занятиях оказывались студенты, которых другой преподаватель начал обучать слишком рано.

Когда прошлым летом мы с Рэйчел проходили курс преподавателей в Мастере с Шаратом, у нас была возможность спросить подробно и основательно об ориентирах и указаниях по этой теме. Итак, вот, что нам было сказано напрямую из первоисточника.

На количество асан смотрят, как на показатель прогресса, и эго начинает раздуваться.

Прежде чем студент может приступить к изучению асан Средней Серии, ему нужно уметь делать все асаны Начальной Серии. Конечно, сразу оговоримся… это все асаны из Начальной, но у каждого человека это ВСЕ, кроме одной-двух, которые он не может сделать.

Бывают обстоятельства, когда студенту может требоваться некоторая помощь для входа в асану, типа Маричасаны D или Супта Курмасаны. Если студент может сделать асану с помощью, это засчитывается.

Кроме того, вдобавок к умению делать любую асану Начальной Серии, студенту нужно уметь вставать из Урдхва Дханурасаны (т.е. из третьего моста лежа), а затем делать блок drop-back, или работу с мостом из положения стоя и обратно. Проблему именно с этим условием мне чаще всего приходится видеть, когда студенты приходят от других учителей.

Одно из осложнений в слишком раннем обучении студентов более продвинутым асанам состоит в том, что это может вызвать проблемы с эго. Многие студенты поглощены тем, чтобы продвинуться подальше и сделать как можно больше асан. На количество асан смотрят, как на показатель прогресса и пр., и эго начинает раздуваться. Я наблюдал это не единожды. Когда студент, не готовый двигаться за пределы Начальной Серии, берется за Среднюю, эго становится раздутым без какого-либо надлежащего роста смирения.

Бесспорно, то же самое может быть сказано о студентах, которые изучают любую из серий, но которых обучили большему числу асан, чем следовало бы. Слишком часто студент сталкивается с трудностями в одной из поз в блоке Маричасан в Начальной серии, или застревает на Капотасане или Карандавасане в Средней серии. Очень важно быть терпеливым и оставаться на тех асанах, которые не получаются. Преподаватели, которые заваливают асанами, неважно по какой причине, в конце концов, оказывают студенту медвежью услугу.

В самом худшем случае практика переходит в очередную форму потребления.

Столько всего можно узнать за то самое время, когда асаны трудны. Один из величайших даров практики йоги – развитие добродетелей терпения, скромности, непривязанности и веры. Наряду со всем этим крайне важен момент доверия к учителю йоги и веры в то, что он знает, что делает, и думает в первую очередь об интересах студента.

Если студент продвигается чересчур быстро, особенно если он не готов взяться за более продвинутые асаны, тогда теряется возможность для развития вышеперечисленных добродетелей. В самом худшем случае, со временем, если эти качества были проигнорированы, практика переходит в очередную форму потребления, в которой асанами овладевают и обладают подобно любой другой вещи. Проблема, однако, в том, что выполнение большего числа асан никогда не может быть настоящей или удовлетворяющей заменой развития долготерпения, простоты, непривязанности и веры.

Система аштанга йоги организована так, что каждая асана вырастает из предшествующей ей асаны и готовит к следующей. Система обладает внутренней логикой и красотой интеллекта, которые становятся ясны с прилежной и честной практикой. Когда студент продвинулся преждевременно, то постепенно, асана за асаной, практика разваливается после той точки, где студента следовало бы остановить. Много раз я видел, как практика студента становится спутанной и сбивчивой после того момента, когда он начинает делать позы “за гранью”. Дыхание и бандхи пропадают напрочь. Студент уже больше не практикует йогу. Это срам, и в этом нет вины студента.

Мне доводилось слышать, как преподаватели оправдывают преждевременно продвинутых студентов, говоря, что асаны Средней Серии, в частности прогибы в ее начале, помогают “раскрыть” студента, чтобы он сумел вставать из Урдхва Дханурасаны. Мой личный опыт показывает, что так никогда не происходит. Именно способность вставать из Урдхва Дханурасаны и выполнять drop-back’и служит признаком того, что студент достаточно окреп и раскрылся, чтобы приступить к Средней Серии, а не наоборот.  Один из великих вызовов Аштанга Йоги – завершить свои асаны, а затем собраться с духом и заняться секцией прогибов. У студентов, обученных преждевременно, никогда не получается подняться и сделать drop-back’и. Никогда подобного не видел. Ни разу.

Если ты не можешь выдержать неделания позы, тогда ты не выдержишь и ее делания.

Еще я говорю с позиции личного опыта, как студента. Когда-то Гуруджи и Шарат держали меня на одной асане три года. С одной стороны это приличное время, достаточное, чтобы “закипеть”. Я мог бы быть нетерпеливым. Я мог бы жаловаться, наблюдая, как другие продвигаются. Я мог бы поискать учителей, которые продвинули меня быстрее, но я не стал. Я верил своим учителям. Также я верил, что способен извлечь какой-то урок из того, что упорно продолжаю и позволяю процессу развиваться постепенно.

У меня были студенты, которые бросали или уходили к другим преподавателям, потому что я не позволял им идти дальше, чем им хотелось бы или думалось, что им нужно идти дальше. Моя позиция всегда была такой: “Если ты не можешь выдержать неделания позы, тогда ты не выдержишь и ее делания”. Бросали ли они или искали более уступчивого преподавателя – не мое дело или забота. Это их карма, и я всего лишь стараюсь учить также, как учился сам у Гуруджи и Шарата. Потому, когда студенты становятся нетерпеливыми после одного-двух месяцев, я просто улыбаюсь и говорю им, что все будет хорошо, и я дам им знать, когда они будут готовы двигаться дальше.

Что касается напрашивающегося вопроса, почему некоторые преподаватели обучают студентов преждевременно, то это тема для другого разговора. Хотя, пожалуй, я бы добровольно не отважился браться за решение этой дилеммы. Всегда рискованно и самонадеянно пытаться угадать мотивации других.

автор: Пол Голд

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Когда мне можно взяться за Среднюю Серию? / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)