САРАСВАТИ РАНГАСВАМИ — ИНТЕРВЬЮ С ДОЧЕРЬЮ ГУРУДЖИ
Мастер, 2 сентября 2008г
Когда мы были в Мастере в Индии в августе 2007 года нам представилась
прекрасная возможность провести интервью с Сарасвати Рангасвами
— дочерью Гуру Аштанга Йоги, Шри К. Паттабхи Джойса. Сарасвати практикует
и преподает Аштанга Йогу уже много лет вместе со своим отцом и сыном,
Шаратом Рангасвами. Она проводит занятия в йогашале Паттабхи Джойса
в Гокуламе шесть дней в неделю в комнате, которая вмещает около
70 учеников одновременно. В то же время на ней еще лежат обязанности
по дому ее отца. Каждый год сотни занимающихся йогой отправляются
в Институт Исследования Аштанга Йоги, чтобы практиковать в присутствии
своего Гуру и его семьи.
Сарасвати произвела небольшую йога-революцию в Мастере, когда она
стала там первой женщиной учителем йоги, обучавшей и мужчин, и женщин
вместе. Она подвергалась критике местными жителями за нарушение
индийской традиции разделения мужчин и женщин. Также она стала первым
студентом женщиной начавшей обучаться в Санскритском Колледже Санскрита,
где она изучала Санскрит и йогу. В тени семьи, где доминируют мужчины,
выделяется миниатюрная, но сильная женщина, с огоньком в глазах,
полная знания, сострадания и юмора. Беспристрастно и твердо она
передает знание традиции следующему поколению практиков и преподавателей
Аштанга Йоги. Сарасвати идет ровной походкой по следам своего отца,
полная решимости продолжать делиться своей страстью к йоге из Индии
со всем остальном миром.
Лиза: Вы росли с Гуруджи в качестве отца — можете ли вы рассказать
нам что-нибудь о том, каково это было расти в йогической семье?
Сарасвати: Да, мое воспитание было очень хорошим. Семья была
очень бедной, но очень любящей. Я стала практиковать йогу, когда
мне было пять лет, но в том возрасте все это было просто как веселье.
Мой отец помогал мне делать стойки а руках и прогибы — я играла
с асанами. Так же как сейчас делает моя внучка Шраддха. Я начала
регулярно выполнять асаны, когда мне исполнилось десять, и продолжала
практиковать до 22. После этого я практиковала с меньшей регулярностью.
Но в совокупности я практиковала интенсивно, может быть, 16 или
17 лет. Когда моя мать заболела, я взяла на себя заботу о ней, и
мне пришлось за многим следить по дому. Когда моя мать умерла, я
стала отвечать за хозяйство в доме моего отца.
Л: Сколько вам сейчас лет?
С: Мне 65.
Л: Когда вы начали обучать йоге?
С: Я начала обучать 35 лет назад. До того, как я вышла замуж,
я ассистировала Гуруджи, а затем я вышла замуж в возрасте 26 лет,
и вместе с мужем переехала в его дом недалеко от Калькутты. Я забеременела
и родила двоих детей, и была очень занята заботой о них и о семье
моего мужа, но когда я переехала обратно в Мастер, я стала снова
ассистировать Гуруджи.
Л: Когда вы начали вести свои собственные занятия?
С: Я стала вести мои собственные занятия, когда моему сыну,
Шарату исполнилось 4 года (1975).
Л: Из того, что я поняла, вы были первой женщиной учителем
йоги в Мастере, которая начала обучать мужчин и женщин вместе. Не
можете ли вы рассказать о том, как это случилось?
С: Я начала обучать мужчин и женщин вместе более десяти
лет назад. До этого я учила только женщин. Традиционно в Индии мужчины
и женщины практикуют раздельно — пусть даже сейчас все это стало
понемногу меняться. Многие люди спрашивали меня, не могу ли я начать
учить и мужчин тоже, так что я подумала "почему бы нет?"
Учителя-мужчины обучали мужчин и женщин вместе уже давным-давно,
так почему же мне, как женщине, так не сделать?
Л: Одобрял ли это Гуруджи по началу?
С: Да… или нет, нет, не с начала. Я думаю, и Гуруджи и Шарат
были не очень довольны этим по началу. Они считали, что мальчики
и мужчины, которые придут на мои занятия будут несколько смущены,
так как я женщина. Но я была полна решимости; я хотела это сделать.
И сделала! Решение принималось целиком мною.
Л: Вы работаете помногу часов каждый день. Можете ли вы описать
свой обычный день?
С: Каждое утро я встаю между 3.30 и 4. Я ассистирую Гуруджи
с 5 утра, и затем провожу свое собственное занятие до 10.30. Позже
я снова обучаю с 16 до 18. В течение дня я отдыхаю от силы полчаса,
не больше, потому что нужно столько всего сделать, и телефон звонит
не переставая. Также есть много работы в семье. После 18 я люблю
не делать ничего! Я немного смотрю телевизор и ужинаю. К 22.30 я
уже стараюсь лечь.
Л: Верите ли вы, что практика асана очень разная или должна
быть таковой для мужчин и женщин?
С: Нет, не особо, но мы отличаемся физически. У женщин каждый
месяц происходят месячные и они способны забеременеть и родить.
Есть некоторые асаны, которые не слишком подходят для женщин, но
не слишком много. Важно иметь регулярную практику, но, кроме того,
отдыхать. Особенно для женщин, которые часто весь день работают,
а затем берутся за домашние обязанности в семье. Мужчины могут чаще
сконцентрироваться на своей работе и затем отдохнуть. Я считаю,
что для большинства женщин, которые много работают, а затем занимаются
по дому в семье, достаточно выполнять Начальную Последовательность.
После регулярной и продолжительной практики они способны также делать
и Среднюю Последовательность. Некоторые женщины могут выполнять
и Продвинутые Последовательности, но я не вижу в этом необходимости.
Первая Серия делает нас укорененными и сильными!
Л: Почему женщинам не следует практиковать Аштанга Йогу
в течение первых трех дней месячных?
С: Некоторым женщинам очень сложно практиковать во время
этих дней из-за боли или из-за обильных кровотечений. Большинство
женщин много работают, и им требуется отдых и расслабление в течение
трех дней каждого месяца — это очень важно! Для тела нехорошо в
эти дни выполнять тяжелую практику, когда происходят самые сильные
кровотечения, и во время месячных женщины не должны делать Саламба
Сарвангасану или Ширшасану. Здесь, в Индии согласно брахманской
традиции женщина отдыхает в эти дни, она не готовит и даже не заглядывает
на кухню. Другие женщины готовят для нее, а она ест и много спит!
Л: Что по вашему мнению стоит в первую очередь принимать
во внимание женщинам, практикующим Аштанга Йогу?
С: Следует давать телу отдых в первые три дня месячных,
чтобы не нарушать менструальный цикл. У некоторых женщин, которые
в эти дни не отдыхают от практики, месячные могу исчезнуть или стать
нерегулярными, и это может осложнить возможность забеременеть. Органы
в теле очищаются через асаны и это очень хорошо, но не во время
этих дней. Также важно правильно питаться. Многие женщины говорят,
что они не хотят есть молочные продукты, но женщинам, практикующим
йогу, требуется молоко и гхи дважды в день. Особенно важен гхи,
так как он охлаждает тело. В практике йоги тело становится очень
горячим и происходит обильное потоотделение. Хотя, слишком много
есть гхи тоже нехорошо, и оно должно быть очищенным и хорошего качества.
Одна чайная ложка утром и вечером достаточна. Если вы едите чистый
гхи, вам не нужно беспокоиться о накоплении излишнего холестерина.
Мой отец очень любит гхи, и он ел его, может быть, немного чересчур
в своей пище — надо было ему сказать, ха ха ха! После рождения ребенка
женщине тоже следует есть гхи и пить молоко, чтобы восстановиться.
Л: А почему женщинам следует воздержаться от выполнения
асан во время первых трех месяцев беременности?
С: Все женщины разные и в начале беременности реагируют
по-разному. Некоторые очень устают и ощущают тошноту и головокружение,
другие чувствуют себя хорошо. Лучше всего не выполнять практику
в течение трех первых месяцев, чтобы увидеть, как продвигается беременность.
Даже если вы чувствуете себя сильной и здоровой, хорошо дать телу
отдых, так как в это время в теле изменяется очень многое. Некоторым,
однако, может потребоваться некоторая "сила воли", чтобы
сбавить темп.
Л: Некоторым западным женщинам очень трудно отказаться от
практики на три месяца. Что бы вы хотели им сказать?
С: Сила воли! Они должны использовать свою силу воли и все
равно отдохнуть! С решительным умом вы ничего не потеряете лишь
от того, что не поделаете асаны три месяца. Йога — гораздо больше,
чем просто асаны.
Л: Как вы считаете, стоит ли беременным практиковать после
первых трех месяцев?
С: После первых трех месяцев очень хорошо практиковать Аштанга
Йогу, но беременным не следует выполнять все асаны. Они не должны
делать скрутки, типа Маричасаны B, D, и не делать Курмасану и Супта
Курмасану. Очень хорошими асанами являются Баддха Конасана и Упавишта
Конасана, также подходят и прогибы. Если практиковать в остальное
время беременности, тогда женщина становится сильнее, и роды проходят
легче. Я высоко ценю западных женщин, практикующих йогу, потому
что они хотят практиковать и стать сильными! Индийские дамы настолько
боятся, что что-нибудь с беременностью пойдет не так, что не делают
ничего. Они не работают и проводят большую часть времени в постели,
что не полезно для беременного тела. Возможно, индийские дамы немного
ленивы, а ты не можешь быть ленивым, если желаешь практиковать йогу,
ха-ха! Don’t be lazy! Я повстречала множество беременных, когда
путешествовала с Гуруджи, чтобы обучать на Западе. Многие из них
приходили на практику, хотя были на конце срока своей беременности.
Это очень хорошо, так как вам нужно быть сильной и гибкой в теле,
чтобы дать рождение. Дыхание очень важно, как для самой беременной
женщины, так и для ребенка, который получает больше кислорода. У
меня было множество занимающихся, которые практиковали до самых
родов, и они говорили, что им кажется, что роды прошли легче благодаря
практике йоги.
Много лет назад у меня на занятии была дама из Канады, которая
прекратила практиковать за день до начала родов. Когда пришло время
отправляться в больницу, ко мне пришел ее муж, и мы доставили ее
туда. Врач, заботившийся о ней, расстроился, когда услышал, что
она практиковала в течение всей беременности, и он спросил, какой
учитель одобрил такое. "Она стоит прямо за дверью, так что
можете прямо с ней и поговорить" — ответила канадка. Мне пришлось
объяснять врачу, что йога очень полезна для беременных женщин, и
роды прошли замечательно! Беременной женщине следует думать о том,
чтобы двигать свое тело и побольше есть — но не все подряд! Ей следует
избегать папайи и не есть слишком много манго. Эти фрукты разогревают
тело, а когда вы беременны, вам не следует становится слишком горячей.
Л: А что насчет поз, типа Саламба Сарвангасана и Ширшасана?
Полезно ли их делать, если ты беременная?
С: Да, без проблем!
Л: А вы практиковали их во время беременности?
С: Да, да.
Л: Если к вам обучаться приходит беременная женщина, которая
никогда до этого не практиковала йогу, как вы ее учите?
С: Очень медленно и постепенно. Она может начать с нескольких
поз — Сурья Намаскар и первые стоячие позы. Ей можно делать Пашчимоттанасану
с разведенными стопами, чтобы оставить пространство для живота.
Баддха Конасана и Упавишта Конасана очень хорошие и важные асаны
для беременных.
Л: Когда после родов хорошо снова приступать к практике
йоги?
С: Примерно через три месяца она может снова начать. В Индии
первые три месяца после родов женщина проводит много времени в постели
и каждый день принимает масляную ванну. Ребенку тоже следует принимать
масляную ванну и делать масляный массаж каждый день в течение трех-четырех
месяцев. Лучше всего использовать касторовое масло и для ребенка,
и для матери.
Л: Каково для вас было стать матерью, а затем и бабушкой?
С: Ха-ха-ха! Стать матерью означает большую ответственность!
Мой муж много работал и частенько его не было дома. Иногда приходилось
нелегко растить детей совсем одной, но было и много радости тоже!
Завести детей и стать матерью — очень хорошая йога, ум становится
очень сильным. А статус бабушки очень меня радует. Я очень привязана
к моему первому внуку, первому ребенку моей дочери — но все мои
внуки очень меня радуют и приносят много счастья в мою жизнь.
Л: Как вы думаете, почему Аштанга Йога стала столь популярна
среди западных женщин?
С: Я думаю, все дело в том, что Аштанга Йога — корректный
метод, с виньясой и контрпозами, и потому что она принадлежит к
старой традиции. Например, вам всегда следует делать Упавишта Конасану
после Баддха Конасаны. А никак не наоборот. Многие люди обучают
асанам йоги без виньясы и они делают асаны без системы. Это не корректная
йога. Множество занимающихся, которые начинают практиковать Аштанга
Йогу, говорят, что их жизнь меняется в очень положительную сторону,
и я думаю, что в этом и заключается основная причина ее популярности.
Л: Какой совет вы, как самый опытный в мире женщина-преподаватель
Аштанга Йоги, вы считаете мог бы быть лучшим для всех западных женщин,
которые практикуют этот метод?
С: Практикуйте регулярно и учитесь корректному методу от
знающего учителя. Обучать важно и это часть йоги, но это ко всему
прочему очень сложно, и многие занимающиеся начинают преподавать
слишком рано. Не спешите. Недостаточно практиковать этот метод три
месяца, и затем приступать к его преподаванию — тогда это станет
системой делания денег. Это не самый хороший способ обучения. Сперва
вам следует научиться корректно практиковать, а уже тогда вы сможете
научиться, как преподавать.
Вам нужно научиться тому, как преподавать у опытного учителя. Мой
отец показал мне, как править асаны. Поначалу я только наблюдала
за ним, а затем понемногу начала править по одной асане за раз.
Иногда я совершала ошибки, и после мне приходилось пробовать снова,
пока я не стала чувствовать себя увереннее. Никто не совершенен,
ха-ха-ха! Вы учитесь шаг за шагом, по одной вещи за раз. Обучать
гораздо сложнее, чем практиковать. Что еще очень важно, так это
обучаться одному методу у одного учителя, а не обучаться множеству
методов одновременно у множества разных учителей. Это будет сбивать
с толку. Пробуйте, пока не отыщите метод и учителя, который вам
понравиться, и останьтесь с ним. Если вам нравится Б.К.С. Айенгар,
тогда практикуйте его метод. Если вы пожелаете изучать Аштанга Йогу,
идите к Паттабхи Джойсу и т.д. Выберите один метод и одного Гуру.
Это мой самый лучший совет.
Л: А вы все еще практикуете асаны?
С: Я больше не практикую асаны регулярно, но, конечно, я
практикую время от времени. Три года назад я сломала лодыжку и с
тех пор мне трудно делать асаны. На данный момент для самое важное
— быть с моей семьей, особенно с моим отцом, так как он заболел.
В последние три месяца я заботилась обо всем здесь в доме. Гуруджи
сейчас снова набирается сил, но ему все еще нужно много помогать
с его ежедневными делами, все-таки ему 92 года! Мне по-настоящему
нравиться заботиться о своем отце, и я делаю это с любовью. Когда
он был здоров и силен, он был тем, кто заботился о семье, а теперь
пришла пора мне позаботиться о нем. Забота о семье была моей лучшей
практикой йоги, а обучение и правка в том объеме, что я делаю сегодня,
являются большой частью моей собственной практики асан.
Л: Итак, в итоге, Сарасвати, чем для вас является йога?
С: Ум, сильный ум. Что бы ни случилось в жизни, это не важно.
То, что я благодаря йоге обрела сильный ум и сильное тело, очень
помогло мне в жизни. Теперь, когда мне 65 лет, моя спина прямая,
а мое тело сильное и здоровое. Я очень сильная, ха-ха-ха! И я принимаю
все, что приходит ко мне в жизни, и хорошее, и плохое. Йога — это
также сила воли. Мой отец настолько классный, он знает так много,
и он прочитал столько книг. Он обладает очень сильной волей и мощным
умом. Я не читала так много книг. Знание, которым я обладаю, я получила
вместе с опытом с годами, и хотя я обучаю уже 35 лет, все равно
я хочу еще так многому научиться. Йогу всегда можно изучать все
больше и больше…
Л: Огромное спасибо, Сарасвати.
С: Да, да, и вам большое спасибо.
Лиза Лалер & Билл Брунделл